Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Это Цер­ 54   ковь времен самого конца мира. Господь, обращаясь к ней, называет себя особыми, небывалыми именами, например, Аминь — Тот, Кто скажет последнее слово в конце мира по поводу всего мироздания. Христос запечатает Кни­гу судеб мира, и Его слово будет последним, не подлежа­щим обжалованию. Против Бога апелляцию не подашь.

Господь называет Себя словом «Свидетель», по-гречески — «мартис» (μάρτυς), которое можно перевести и как «муче­ник». Он Тот, Кто свидетельствует о словах Божиих, Кто Сам подтверждает откровение Господа. Верный и Истин­ный — значит Тот, Которого не подкупишь, не обманешь, Кто является мерилом всякого свидетельствования и Кто досконально знает все, существующее во Вселенной. Что значит «начало создания Божия»?

Книга Бытия начинается так: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). В ком Бог сотворил? Во Иисусе Христе. Христос — Тот, в Ком был сотворен мир, Кто запустил мир и в конце его скажет «Аминь». Он говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Другими словами: Я держу все в Моих руках, и поэтому начало создания — во Мне.

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был- холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: „я богат, раз­богател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несча­стен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 15-17). То есть ты, вроде бы, и христианин, но, если судить по твоей жиз­ни, им не являешься.

Ты не любишь Меня, ты даже не сра­жаешься со Мной, как в начале воевал со Мной апостол Павел... Даже «холодный» человек, ненавидящий Христа, может к Нему обратиться, может раскаяться. А те, которым Христос безразличен, раскаяться не могут. В греческом тексте очень интересно передано выражение «извергну тебя из уст Моих», дословно его можно перевести так — «готов­ 55   люсь тебя изрыгнуть из уст моих».

А по-церковнославянски — «изблевати тя от уст моих имам». Какая это отвратительная вещь! Ты настолько привык к этому миру, что решил здесь обосноваться навсегда и поэтому стал для Господа отвра­тителен. Христианин этой Церкви и сама Церковь послед­них времен говорит: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», то есть мне Бог не нужен, я уже сам со всем спра­вился и сам все сделал.

Но Господь говорит: «Ты не знаешь, как ты на самом деле несчастен, и жалок, и слеп, и гол». «Советую тебе купитьу Меня золото, огнем очищенное, что­бы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и нака­зываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3, 18-19).

Но Господь говорит, что любит даже отвратительного для Него, советует ему купить «золото, огнем очищенное», дабы обогатиться. Золото Господне, богатство Его — это рев­ность к добрым делам. Поэтому отсутствие этой ревности — страшное явление. Также золото — это, в первую оче­редь, вера, которая до сих пор является скандальной ново­стью для всего мира.

Людям нужно знакомиться с открове­нием Божиим, а не руководствоваться своими выдумками. Нужно знать объективную реальность. И дальше Господь советует купить у Него «белую одежду, чтобы одеться», то есть чистую жизнь. И также говорит: «Глазною мазью помажь гла­за твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 18). Христос призывает прозреть и научиться видеть Его волю.

И главный Его при­зыв к Церкви: «Будь ревностной и покайся».40 «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Господь стоит у двери нашего серд­ца и стучит, и для начала нужно услышать Его стук. Цер­ковь требует, по слову Бога, отдыхать от земных дел, что­ 56   бы иметь возможность Его расслышать.

Сказано, что Он тихо стучит, потому что Господь уважает личность челове­ка. Он не вламывается, а стоит с надеждой, стучит в серд­це человеческое и говорит: «Если ты откроешь дверь, то Я войду к тебе и „буду вечерять с тобой и ты со мной"». Вече­рять — это присутствовать на великом ужине мира, кото­рый скоро начнется. Мир стремительно приближается к своему концу, и это значит, что нужно принять пригла­шение на царский пир, чтобы праздновать вместе со Хри­стом начало нового мира — вечного Царства Небесно­го.

Но если человек не пускает Христа в свое сердце, то Господь не будет ломиться туда — просто такой человек сам прогоняет свое счастье, прогоняет жизнь. Бог на самом деле удивительно деликатен, Он никогда не нарушает сво­бодную волю человека, но желает, чтобы тот сам отворил дверь и впустил Его. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3, 21-22). Господь дает величайшее обещание человеку: стать Его соправителем, царствовать над новой вселенной, сесть на престоле Христа, восседающего с Богом Отцом «на пре­столе Его». Это главная, великая цель, ради которой и нуж­но стараться. Таково последнее слово Господа. И хотя Он и говорит о разных периодах жизни Церкви, но все ска­занное касается и каждого из нас.

57 Г лава четвертая «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, гово­ривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему над­лежит быть после сего. И тотчас я был- в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был- Сидящий» (Откр. 4, 1-2).