Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Но Господь говорит, что любит даже отвратительного для Него, советует ему купить «золото, огнем очищенное», дабы обогатиться. Золото Господне, богатство Его — это рев­ность к добрым делам. Поэтому отсутствие этой ревности — страшное явление. Также золото — это, в первую оче­редь, вера, которая до сих пор является скандальной ново­стью для всего мира.

Людям нужно знакомиться с открове­нием Божиим, а не руководствоваться своими выдумками. Нужно знать объективную реальность. И дальше Господь советует купить у Него «белую одежду, чтобы одеться», то есть чистую жизнь. И также говорит: «Глазною мазью помажь гла­за твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 18). Христос призывает прозреть и научиться видеть Его волю.

И главный Его при­зыв к Церкви: «Будь ревностной и покайся».40 «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Господь стоит у двери нашего серд­ца и стучит, и для начала нужно услышать Его стук. Цер­ковь требует, по слову Бога, отдыхать от земных дел, что­ 56   бы иметь возможность Его расслышать.

Сказано, что Он тихо стучит, потому что Господь уважает личность челове­ка. Он не вламывается, а стоит с надеждой, стучит в серд­це человеческое и говорит: «Если ты откроешь дверь, то Я войду к тебе и „буду вечерять с тобой и ты со мной"». Вече­рять — это присутствовать на великом ужине мира, кото­рый скоро начнется. Мир стремительно приближается к своему концу, и это значит, что нужно принять пригла­шение на царский пир, чтобы праздновать вместе со Хри­стом начало нового мира — вечного Царства Небесно­го.

Но если человек не пускает Христа в свое сердце, то Господь не будет ломиться туда — просто такой человек сам прогоняет свое счастье, прогоняет жизнь. Бог на самом деле удивительно деликатен, Он никогда не нарушает сво­бодную волю человека, но желает, чтобы тот сам отворил дверь и впустил Его. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3, 21-22). Господь дает величайшее обещание человеку: стать Его соправителем, царствовать над новой вселенной, сесть на престоле Христа, восседающего с Богом Отцом «на пре­столе Его». Это главная, великая цель, ради которой и нуж­но стараться. Таково последнее слово Господа. И хотя Он и говорит о разных периодах жизни Церкви, но все ска­занное касается и каждого из нас.

57 Г лава четвертая «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, гово­ривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему над­лежит быть после сего. И тотчас я был- в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был- Сидящий» (Откр. 4, 1-2).

Закончилось описание семи Церквей Апокалипсиса и наступило время описания самого страшного — славы Бога, находящегося за пределами мира. Далее мы услы­шим рассказ о той Родине, куда должны попасть. На земле есть прообраз Царствия Небесного, даже не прообраз, а его земное воплощение — это Божествен­ная Литургия. Дверь на небе — это прообраз Царских врат, образ Небесного храма, который копируется в хра­мах на земле.

Получается, что на земле строится образ неба, причем связанный с небом напрямую. За престо­лом в любом православном храме находится особый трон (кафедра, седалище) епископа41, символизиру­ющий собой тот трон, на котором восседает Бог. А по бокам мы видим сопрестолие — место, где восседают свя­щенники. Священников еще называют и пресвитерами. Пресвитер (

πρεσβύτερος) в переводе с греческого языка — старейшина, старец. Пресвитер, священник и несет слу­жение одного из двадцати четырех старцев, стоящих воз­ле Господа. Епископ (επίσκοπος) в переводе с греческого — «надзирающий», «надсматривающий», то есть блюсти­тель, тот, кто соблюдает людей в Православии.

А диако- 58   ны (греч. διάκονος — служитель) несут ангельское служе­ние на земле. Откровение начинается с того, что Иоанн Богослов видит открытые двери, ведущие на небо. Эти двери впер­вые распахнулись в тот момент, когда Христос крестил­ся на Иордане. Тогда Креститель Господень Иоанн уви­дел небеса отверстыми: «Отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускал­ся на Него» (Мф. 3, 16)?

И вот с тех пор двери на небеса открыты и готовы принимать праведников. Увиденное Иоанном Крестителем — это открытие пути в мир горний, и его отворил Христос Спаситель. В православном храме иконостас — это граница между миром видимым и миром невидимым, между миром горним и миром дольним. Ико­ностас раскрывает духовную сущность того, что соверша­ется в алтаре.

Об этих дверях есть несколько упоминаний в Священ­ном Писании. Момент будущего Вознесения и открытия дверей описаны в 23-м псалме: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани». (Пс. 23, 7-8). Если дословно перевести этот текст, то смысл получается такой: «Поднимите, князья, ворота42 и откройте ворота вечные, и войдет Царь славы».

Кня­зья, которые стоят у Небесных ворот, спрашивают: «Кто этот Царь славы? Мы никогда не видели, чтобы человек из плоти и крови восходил выше небесной реальности, тем более, чтобы у Него было тело, пробитое гвоздями и пронзенное копьем, обагренное кровью». Тогда отве­чают им сопровождающие Христа Ангелы: «Поднимите, князья, выше ворота и откройте ворота вечные, и войдет Царь славы».