Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Закончилось описание семи Церквей Апокалипсиса и наступило время описания самого страшного — славы Бога, находящегося за пределами мира. Далее мы услышим рассказ о той Родине, куда должны попасть. На земле есть прообраз Царствия Небесного, даже не прообраз, а его земное воплощение — это Божественная Литургия. Дверь на небе — это прообраз Царских врат, образ Небесного храма, который копируется в храмах на земле.
Получается, что на земле строится образ неба, причем связанный с небом напрямую. За престолом в любом православном храме находится особый трон (кафедра, седалище) епископа41, символизирующий собой тот трон, на котором восседает Бог. А по бокам мы видим сопрестолие — место, где восседают священники. Священников еще называют и пресвитерами. Пресвитер (
πρεσβύτερος) в переводе с греческого языка — старейшина, старец. Пресвитер, священник и несет служение одного из двадцати четырех старцев, стоящих возле Господа. Епископ (επίσκοπος) в переводе с греческого — «надзирающий», «надсматривающий», то есть блюститель, тот, кто соблюдает людей в Православии.
А диако- 58 ны (греч. διάκονος — служитель) несут ангельское служение на земле. Откровение начинается с того, что Иоанн Богослов видит открытые двери, ведущие на небо. Эти двери впервые распахнулись в тот момент, когда Христос крестился на Иордане. Тогда Креститель Господень Иоанн увидел небеса отверстыми: «Отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3, 16)?
И вот с тех пор двери на небеса открыты и готовы принимать праведников. Увиденное Иоанном Крестителем — это открытие пути в мир горний, и его отворил Христос Спаситель. В православном храме иконостас — это граница между миром видимым и миром невидимым, между миром горним и миром дольним. Иконостас раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре.
Об этих дверях есть несколько упоминаний в Священном Писании. Момент будущего Вознесения и открытия дверей описаны в 23-м псалме: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани». (Пс. 23, 7-8). Если дословно перевести этот текст, то смысл получается такой: «Поднимите, князья, ворота42 и откройте ворота вечные, и войдет Царь славы».
Князья, которые стоят у Небесных ворот, спрашивают: «Кто этот Царь славы? Мы никогда не видели, чтобы человек из плоти и крови восходил выше небесной реальности, тем более, чтобы у Него было тело, пробитое гвоздями и пронзенное копьем, обагренное кровью». Тогда отвечают им сопровождающие Христа Ангелы: «Поднимите, князья, выше ворота и откройте ворота вечные, и войдет Царь славы».
Они же снова спрашивают: «Кто есть Царь славы?» Ангелы снова отвечают: «Господь Сил», то есть 59 Господь Саваоф — Господь небесных воинств, Повелитель вселенной, Он — Царь славы. Распятый Господь, распятый Иисус есть Господь Сил, Который восходит выше небес, чтобы ходатайствовать за нас перед Отцом Своим Небесным.
И вот эти двери, открывшиеся перед Христом, двери Царства Божиего, проход в другое измерение, Иоанн Богослов и видит открытыми — в силу того, что Христос в них уже прошел. «И прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда» (Откр. 4, 1). Почему голос подобен трубе? Во времена Ветхого Завета при помощи звука трубы евреи определяли время для битвы и время для жертвоприношения.
Звук трубы также сопровождал величайшее откровение Бога, когда Он явился на горе Синай43. Сначала опустилось облако, гора вспыхнула огнем до неба, и звук трубы становился все громче и громче и вскоре настолько усилился, что горы стали плясать и таять. Голос похож на звук трубы, потому что этот звук предвосхищает приход Бога, открывающего Свои тайны.
Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Отвер-зение двери означает раскрытие сокровенных тайн Духа; труба — мощный голос Открывающего». Когда Бог является, Его сопровождает множество Ангелов, возвещающих великую весть. В день Воскресения, когда Иисус снова придет на землю судить вселенную, Его будут также сопровождать Ангелы. И трубный звук будет все нарастать, потом прогремит последняя труба.
Ее звук прольется над могильными просторами, и Христос воскресит всех мертвых.44 « Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (Откр. 4, 1). Какой есть способ подняться в иной мир? Иоанн в тот час был в Духе Святом, у него было открыто духовное зрение — а чтобы увидеть Бога, необходимо быть в Святом Духе, дающем откровение апостолам и про 60 рокам.
Дух Святой обучает людей, открывает им тайны. Итак, Иоанн увидел стоящий на небесах престол, трон Бога. Этот трон живой — особый вид высших Ангелов, которых называют Престолами, то есть тронами45. Это высшие Ангелы, на них, как на разумных Престолах, восседает Бог, и они управляют всеми престолами земли — всеми властями земли, будучи источниками всякой власти мира: всех государств, всех правителей, всех епископов, всех тронов мира. «На престоле был Сидящий» (Откр. 4, 1-2)
, Некто восседает на троне, но изобразить Его невозможно. Он переливается, как драгоценный камень, это некий отблеск Бога Отца, и только таким образом Его можно увидеть и обрисовать: «И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4, 3). Яспис (яшма) — это непрозрачный твердый камень, золотисто-красный, желтый, зеленоватый, даже разноцветный, а сардис — драгоценный камень красного цвета.