Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Они же снова спрашивают: «Кто есть Царь славы?» Ангелы снова отвечают: «Господь Сил», то есть 59   Господь Саваоф — Господь небесных воинств, Повелитель вселенной, Он — Царь славы. Распятый Господь, распятый Иисус есть Господь Сил, Который восходит выше небес, чтобы ходатайствовать за нас перед Отцом Своим Небес­ным.

И вот эти двери, открывшиеся перед Христом, две­ри Царства Божиего, проход в другое измерение, Иоанн Богослов и видит открытыми — в силу того, что Христос в них уже прошел. «И прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда» (Откр. 4, 1). Поче­му голос подобен трубе? Во времена Ветхого Завета при помощи звука трубы евреи определяли время для битвы и время для жертвоприношения.

Звук трубы также сопро­вождал величайшее откровение Бога, когда Он явился на горе Синай43. Сначала опустилось облако, гора вспых­нула огнем до неба, и звук трубы становился все громче и громче и вскоре настолько усилился, что горы стали пля­сать и таять. Голос похож на звук трубы, потому что этот звук предвосхищает приход Бога, открывающего Свои тайны.

Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Отвер-зение двери означает раскрытие сокровенных тайн Духа; труба — мощный голос Открывающего». Когда Бог являет­ся, Его сопровождает множество Ангелов, возвещающих великую весть. В день Воскресения, когда Иисус снова при­дет на землю судить вселенную, Его будут также сопрово­ждать Ангелы. И трубный звук будет все нарастать, потом прогремит последняя труба.

Ее звук прольется над могиль­ными просторами, и Христос воскресит всех мертвых.44 « Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (Откр. 4, 1). Какой есть способ подняться в иной мир? Иоанн в тот час был в Духе Святом, у него было откры­то духовное зрение — а чтобы увидеть Бога, необходимо быть в Святом Духе, дающем откровение апостолам и про­ 60   рокам.

Дух Святой обучает людей, открывает им тайны. Итак, Иоанн увидел стоящий на небесах престол, трон Бога. Этот трон живой — особый вид высших Ангелов, которых называют Престолами, то есть тронами45. Это высшие Ангелы, на них, как на разумных Престолах, вос­седает Бог, и они управляют всеми престолами земли — всеми властями земли, будучи источниками всякой власти мира: всех государств, всех правителей, всех епископов, всех тронов мира. «На престоле был Сидящий» (Откр. 4, 1-2)

, Некто воссе­дает на троне, но изобразить Его невозможно. Он перели­вается, как драгоценный камень, это некий отблеск Бога Отца, и только таким образом Его можно увидеть и обри­совать: «И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смараг­ду» (Откр. 4, 3). Яспис (яшма) — это непрозрачный твер­дый камень, золотисто-красный, желтый, зеленоватый, даже разноцветный, а сардис — драгоценный камень крас­ного цвета.

Смарагд — это изумруд, то есть получается, что радуга вокруг престола изумрудная. Что означает раду­га? В Книге Бытия рассказывается, что после того, как Бог навел великий потоп на землю, Он сказал: «Вот знаме­ние завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением заве­та между Мною и между землею.

И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истре­бление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я уви­жу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на зем­ле» (Быт. 9, 12-16).

Поэтому радуга — это знак вечной мило­ 61   сти Бога, которая окружает Его величие. Бог переполнен жизнью, так что Господь предстает перед Иоанном как Нечто переливающееся, сверкающее, переполненное жиз­нью и силой, охваченное великим милосердием, обещани­ем вечной милости к людям. Мы должны при этом пони­мать, что Иоанн видел не Самого Бога, Которого увидеть невозможно, а ту удивительную реальность видения славы Божией, которую наблюдали и древние пророки, напри­мер, Иезекииль: «А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.

И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1 26-28). Поэтому Иоанн не описы­вает лица Бога Отца. Можно увидеть лишь образ, но Само­го Бога лицом к лицу увидеть невозможно из-за чрезмер­ной славы Его.

Так что он видит лишь могущественное сияние, сверкание Божественной сущности. И еще одно похожее видение было у пророка Исаии, когда Бог призывал его на служение: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафи­мы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа вос­клицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Госпо­да Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 62   и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и без­законие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6, 1-7).

Из этого описания мы видим, что отражение той реаль­ности присутствует в наших храмам. Жертвенник перед лицом Бога — это наш престол, на котором приносится жертва Тела и Крови Христа, на нем же лежит скрижаль Нового Завета — Евангелие. Вы увидите в алтаре Ковчег Нового Завета — Дарохранительницу, в ней хранится Тело и Кровь Христа. Знак искупительной любви Бога, как про­цветший жезл Аарона — Крест, который покрыт разноц­ветными сверкающими ризами.