Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Смарагд — это изумруд, то есть получается, что радуга вокруг престола изумрудная. Что означает раду­га? В Книге Бытия рассказывается, что после того, как Бог навел великий потоп на землю, Он сказал: «Вот знаме­ние завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением заве­та между Мною и между землею.

И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истре­бление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я уви­жу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на зем­ле» (Быт. 9, 12-16).

Поэтому радуга — это знак вечной мило­ 61   сти Бога, которая окружает Его величие. Бог переполнен жизнью, так что Господь предстает перед Иоанном как Нечто переливающееся, сверкающее, переполненное жиз­нью и силой, охваченное великим милосердием, обещани­ем вечной милости к людям. Мы должны при этом пони­мать, что Иоанн видел не Самого Бога, Которого увидеть невозможно, а ту удивительную реальность видения славы Божией, которую наблюдали и древние пророки, напри­мер, Иезекииль: «А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.

И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1 26-28). Поэтому Иоанн не описы­вает лица Бога Отца. Можно увидеть лишь образ, но Само­го Бога лицом к лицу увидеть невозможно из-за чрезмер­ной славы Его.

Так что он видит лишь могущественное сияние, сверкание Божественной сущности. И еще одно похожее видение было у пророка Исаии, когда Бог призывал его на служение: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафи­мы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа вос­клицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Госпо­да Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 62   и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и без­законие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6, 1-7).

Из этого описания мы видим, что отражение той реаль­ности присутствует в наших храмам. Жертвенник перед лицом Бога — это наш престол, на котором приносится жертва Тела и Крови Христа, на нем же лежит скрижаль Нового Завета — Евангелие. Вы увидите в алтаре Ковчег Нового Завета — Дарохранительницу, в ней хранится Тело и Кровь Христа. Знак искупительной любви Бога, как про­цветший жезл Аарона — Крест, который покрыт разноц­ветными сверкающими ризами.

Во всех православных храмах должны быть самые роскошные облачения, пото­му что они выражают высочайшую славу Бога. Часто спра­шивают, почему у православных священнослужителей богатые облачения, в то время как многие люди голода­ют? Нужно отвечать так: людям нужно видеть отсвет мира нетленного в тленном мире, отблеск несотворенного Цар­ства, чтобы они не жили, как свиньи, только ради желуд­ка, а чтобы поняли, где источник жизни и куда нужно стре­миться.

Представьте, каково это — увидеть такое видение! Хотите стоять перед таким троном, со сверкающим Сидя­щим на нем? Увидеть радугу Его милосердия? Приходите в православный храм! «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на пре­столах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золо­тые венцы» (Откр. 4, 4). Почему именно двадцать четыре?

В Ветхом Завете было двенадцать колен Иакова, а в Новом Завете их стало вдвое больше — это избранные из Ветхого и Нового Заветов. Обычное толкование этого места такое: двенадцать человек будут сидеть с одной стороны престо­ла — это двенадцать апостолов, и двенадцать с другой — это двенадцать патриархов Ветхого Завета. Так что двадцать 63   четыре старца будут окружать трон Бога. Почему они сиде­ли вокруг Бога?

Дело в том, что эти старейшины участвуют в царственности Иисуса Христа, в Его могуществе, в Его славе. Человек может восседать на троне вместе с Богом Отцом. Двадцать четыре старца облечены в белые одеж­ды, они священнодействуют, совершают свое священное служение перед лицом Бога, служат Ему, повинуясь Хри­сту, в Божественной Небесной Литургии, отражением которой является Литургия земная.

Поэтому она служится вне времени, она не привязана ко времени. Они « облечены были в белые одежды и имели на головах сво­их золотые венцы» (Откр. 4, 4). Белые одежды — это знак чистоты искупленных. В Ветхом Завете священник оде­вался в особые одежды, чтобы служить Богу — собственно от этого пошли и наши священнические одежды. И Мои­сею было сказано: «Сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия» (Исх. 28, 2).

Эти одежды — знак славы Божией, которая покрывает старейшин, пре­свитеров — старцев, восседающих вокруг Бога. Христиа­нин в эти белые одежды одевается в Таинстве Крещения. И любой священник для совершения Литургии должен обя­зательно облачиться в подризник — в светлое убранство. На головах у старцев золотые венцы — как знак награ­ды за победу над диаволом.

Господь желает, чтобы мы сра­зились и победили, и за это Он хочет наградить нас. Дух Святой будет для спасенных золотым венцом, белой одеж­дой, пищей и прекрасным, веселящим их души вином. «И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, кото­рые суть семь духов Божиих» (Откр. 4, 5). В Книге проро­ка Иезекииля написано, что явление Бога начиналось с бурного ветра, идущего с севера, клубящегося пламени, середина которого была подобна четырем животным, 64   двигавшимся, как молнии, а вокруг — сверкание молний.