Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Во всех православных храмах должны быть самые роскошные облачения, пото­му что они выражают высочайшую славу Бога. Часто спра­шивают, почему у православных священнослужителей богатые облачения, в то время как многие люди голода­ют? Нужно отвечать так: людям нужно видеть отсвет мира нетленного в тленном мире, отблеск несотворенного Цар­ства, чтобы они не жили, как свиньи, только ради желуд­ка, а чтобы поняли, где источник жизни и куда нужно стре­миться.

Представьте, каково это — увидеть такое видение! Хотите стоять перед таким троном, со сверкающим Сидя­щим на нем? Увидеть радугу Его милосердия? Приходите в православный храм! «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на пре­столах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золо­тые венцы» (Откр. 4, 4). Почему именно двадцать четыре?

В Ветхом Завете было двенадцать колен Иакова, а в Новом Завете их стало вдвое больше — это избранные из Ветхого и Нового Заветов. Обычное толкование этого места такое: двенадцать человек будут сидеть с одной стороны престо­ла — это двенадцать апостолов, и двенадцать с другой — это двенадцать патриархов Ветхого Завета. Так что двадцать 63   четыре старца будут окружать трон Бога. Почему они сиде­ли вокруг Бога?

Дело в том, что эти старейшины участвуют в царственности Иисуса Христа, в Его могуществе, в Его славе. Человек может восседать на троне вместе с Богом Отцом. Двадцать четыре старца облечены в белые одеж­ды, они священнодействуют, совершают свое священное служение перед лицом Бога, служат Ему, повинуясь Хри­сту, в Божественной Небесной Литургии, отражением которой является Литургия земная.

Поэтому она служится вне времени, она не привязана ко времени. Они « облечены были в белые одежды и имели на головах сво­их золотые венцы» (Откр. 4, 4). Белые одежды — это знак чистоты искупленных. В Ветхом Завете священник оде­вался в особые одежды, чтобы служить Богу — собственно от этого пошли и наши священнические одежды. И Мои­сею было сказано: «Сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия» (Исх. 28, 2).

Эти одежды — знак славы Божией, которая покрывает старейшин, пре­свитеров — старцев, восседающих вокруг Бога. Христиа­нин в эти белые одежды одевается в Таинстве Крещения. И любой священник для совершения Литургии должен обя­зательно облачиться в подризник — в светлое убранство. На головах у старцев золотые венцы — как знак награ­ды за победу над диаволом.

Господь желает, чтобы мы сра­зились и победили, и за это Он хочет наградить нас. Дух Святой будет для спасенных золотым венцом, белой одеж­дой, пищей и прекрасным, веселящим их души вином. «И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, кото­рые суть семь духов Божиих» (Откр. 4, 5). В Книге проро­ка Иезекииля написано, что явление Бога начиналось с бурного ветра, идущего с севера, клубящегося пламени, середина которого была подобна четырем животным, 64   двигавшимся, как молнии, а вокруг — сверкание молний.

То есть от Бога исходят молнии и пламя, наполняющие жизнью вселенную. Слово Божие, как молния пронза­ет весь мир, и он сотрясается перед могуществом Бога. Не правы те люди, которые считают, будто масоны пра­вят миром. Бог восседает над миром и в Своем могуще­стве управляет им. От Его трона исходят не только мол­нии, но и гром. Грохот грозных слов Бога обрушивается на людей, отступающих от Него.

Господь — страшный каратель для всех злодеев, Он проявляет мощь Своего трона, от которого исходят и голоса утешения и под­держки для верных Ему. «И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4, 5). Семь духов Божиих — это семь даров Святого Духа, посланных на зем­лю: дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Господня.

Об этом мы говорили, когда разбирали видение самого Иоанна, узревшего Хри­ста стоящим среди семи золотых светильников. И в Книге пророка Захарии они тоже упоминаются, только под другими именами: «Так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на стра­же Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими.

Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. Выслу­шай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Мое­го, ОТРАСЛЬ» (Зах. 3, 7-8). Иисус — это первосвященник, к которому Господь обращался, говоря, что приводит Сво­его слугу великого, которому имя Отрасль46. «Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном кам­не семь очей» (Зах. 3, 9).

Камень — это Христос, и на Нем семь глаз, то есть семь даров Святого Духа, ниспосланных на землю благодаря искупительной жертве Христа. 65   У пророка Захарии дальше говорится: «И возвратил­ся тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь?

И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его» (Зах. 4 1-2). Это те же семь светильников, которые видел Иоанн Богослов и Моисей на горе. Кстати, по этому, виденному Моисеем образу, был сделан семисвечник. Сейчас в любом алтаре православного храма находится такой же семисвечник, символизирующий собой семь духов, которые смотрят на землю семью глазами Бога, пронизывающими всю все­ленную.

Эти семь духов оживляют христиан и бодрству­ют над миром. «И две маслины на нем, одна с правой сторо­ны чашечки, другая с левой стороны ее» (Зах. 4, 3). Об этих двух маслинах мы чуть позже будем подробно говорить, это два великих пророка — Илия и Енох, которые всег­да стоят перед Богом. «И отвечал я и сказал Ангелу, говорив­шему со мною: что это, господин мой?