Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

То есть от Бога исходят молнии и пламя, наполняющие жизнью вселенную. Слово Божие, как молния пронза­ет весь мир, и он сотрясается перед могуществом Бога. Не правы те люди, которые считают, будто масоны пра­вят миром. Бог восседает над миром и в Своем могуще­стве управляет им. От Его трона исходят не только мол­нии, но и гром. Грохот грозных слов Бога обрушивается на людей, отступающих от Него.

Господь — страшный каратель для всех злодеев, Он проявляет мощь Своего трона, от которого исходят и голоса утешения и под­держки для верных Ему. «И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4, 5). Семь духов Божиих — это семь даров Святого Духа, посланных на зем­лю: дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Господня.

Об этом мы говорили, когда разбирали видение самого Иоанна, узревшего Хри­ста стоящим среди семи золотых светильников. И в Книге пророка Захарии они тоже упоминаются, только под другими именами: «Так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на стра­же Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими.

Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. Выслу­шай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Мое­го, ОТРАСЛЬ» (Зах. 3, 7-8). Иисус — это первосвященник, к которому Господь обращался, говоря, что приводит Сво­его слугу великого, которому имя Отрасль46. «Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном кам­не семь очей» (Зах. 3, 9).

Камень — это Христос, и на Нем семь глаз, то есть семь даров Святого Духа, ниспосланных на землю благодаря искупительной жертве Христа. 65   У пророка Захарии дальше говорится: «И возвратил­ся тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь?

И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его» (Зах. 4 1-2). Это те же семь светильников, которые видел Иоанн Богослов и Моисей на горе. Кстати, по этому, виденному Моисеем образу, был сделан семисвечник. Сейчас в любом алтаре православного храма находится такой же семисвечник, символизирующий собой семь духов, которые смотрят на землю семью глазами Бога, пронизывающими всю все­ленную.

Эти семь духов оживляют христиан и бодрству­ют над миром. «И две маслины на нем, одна с правой сторо­ны чашечки, другая с левой стороны ее» (Зах. 4, 3). Об этих двух маслинах мы чуть позже будем подробно говорить, это два великих пророка — Илия и Енох, которые всег­да стоят перед Богом. «И отвечал я и сказал Ангелу, говорив­шему со мною: что это, господин мой?

И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И ска­зал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воин­ством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4, 4-6). Сам пророк Захария объясняет смысл этих семи глаз так: Господь проявит Свою силу не через воин­ство, а обратится к людям Духом Своим, преобразит мир не физической силой, не при помощи резни и кровопро­литий, а Своим Духом.

Зоровавель — это предок Христа, поэтому к нему эти слова и обращены. Великая гора — это некто очень возгор­дившийся, утверждающий, что он правит миром. Это — Люцифер. Но перед Зоровавелем, перед Тем, Кто от него произойдет (перед Христом), диавол — равнина. 66   Краеугольный камень — это Христос. «Ибыло ко мне сло во Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам» (Зах. 4, 8-9).

Дом святого Зоровавеля — это Храм, в который должен был прийти Иисус Христос. «Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?» (Зах. 4, 10). Это семь глаз, которые видят все, и они радостно смотрят на строительный отвес, когда строится храм Божий перед Его глазами.

И вот эти семь духов горят перед троном Бога Отца. «И перед престолом море стеклянное, подобное кристал­лу; и посреди престола и вокруг престола четыре живот­ных, исполненных очей спереди и сзади» (Откр. 4, 6). В Иеру­салимском Храме по образцу этого стеклянного моря было море умывальное — стоял особый огромный сосуд, вмещающий в себя несколько тонн воды, для омовения перед совершением жертв.

Священники умывали свои руки, омывались сами, чтобы быть чистыми перед тро­ном Бога. В христианстве существует полный эквивалент этого стеклянного моря на земле. Это купель, в которой мы проходим великое омовение. Кроме того, в древней Церкви был обычай, по которому человек, входящий в храм, умывал руки — чтобы не осенять себя крестным знамением грязными руками.

Есть и сейчас очень хоро­шая традиция: начиная утренние молитвы, нужно обяза­тельно умыться, это должно быть ритуальное омовение. Когда начинаете вечернюю молитву — тоже умывайтесь. Можно, конечно же, молиться и с физически грязны­ми руками, если нет возможности их помыть, но только, конечно, не с руками, обагренными кровью. Омовение всегда должно быть отражением чистоты.

Само это сте­ 67   клянное море, что перед лицом Бога, — это не физиче­ское море, не вода, или, может быть, и вода, но совсем другая, небесная вода. Поэтому море также символизи­рует собой полноту небесных сил, прозрачных, как стек­ло, для Господа. Апостол Иоанн пытается описать иную реальность, которая явилась перед его глазами.