Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И ска­зал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воин­ством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4, 4-6). Сам пророк Захария объясняет смысл этих семи глаз так: Господь проявит Свою силу не через воин­ство, а обратится к людям Духом Своим, преобразит мир не физической силой, не при помощи резни и кровопро­литий, а Своим Духом.

Зоровавель — это предок Христа, поэтому к нему эти слова и обращены. Великая гора — это некто очень возгор­дившийся, утверждающий, что он правит миром. Это — Люцифер. Но перед Зоровавелем, перед Тем, Кто от него произойдет (перед Христом), диавол — равнина. 66   Краеугольный камень — это Христос. «Ибыло ко мне сло во Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам» (Зах. 4, 8-9).

Дом святого Зоровавеля — это Храм, в который должен был прийти Иисус Христос. «Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?» (Зах. 4, 10). Это семь глаз, которые видят все, и они радостно смотрят на строительный отвес, когда строится храм Божий перед Его глазами.

И вот эти семь духов горят перед троном Бога Отца. «И перед престолом море стеклянное, подобное кристал­лу; и посреди престола и вокруг престола четыре живот­ных, исполненных очей спереди и сзади» (Откр. 4, 6). В Иеру­салимском Храме по образцу этого стеклянного моря было море умывальное — стоял особый огромный сосуд, вмещающий в себя несколько тонн воды, для омовения перед совершением жертв.

Священники умывали свои руки, омывались сами, чтобы быть чистыми перед тро­ном Бога. В христианстве существует полный эквивалент этого стеклянного моря на земле. Это купель, в которой мы проходим великое омовение. Кроме того, в древней Церкви был обычай, по которому человек, входящий в храм, умывал руки — чтобы не осенять себя крестным знамением грязными руками.

Есть и сейчас очень хоро­шая традиция: начиная утренние молитвы, нужно обяза­тельно умыться, это должно быть ритуальное омовение. Когда начинаете вечернюю молитву — тоже умывайтесь. Можно, конечно же, молиться и с физически грязны­ми руками, если нет возможности их помыть, но только, конечно, не с руками, обагренными кровью. Омовение всегда должно быть отражением чистоты.

Само это сте­ 67   клянное море, что перед лицом Бога, — это не физиче­ское море, не вода, или, может быть, и вода, но совсем другая, небесная вода. Поэтому море также символизи­рует собой полноту небесных сил, прозрачных, как стек­ло, для Господа. Апостол Иоанн пытается описать иную реальность, которая явилась перед его глазами.

Он как бы признается, что это ему не под силу... «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4, 7). Эти животные считаются четырьмя образами Христа у четырех евангелистов, ведь евангелисты причастны к тайнам Бога Отца. «Первое животное было подобно льву».

Лев — это образ Христа у евангелиста Марка; образ цар­ственности, символ царственной мощи Бога. Марк глав­ный акцент и делает именно на царственной мощи Иису­са, проявившейся через Его чудеса. Евангелие от Марка описывает все чудеса Христа. «Второе животное подобно тельцу». Христа в образе тельца описывает евангелист Лука. Бык, телец — это сим­вол жертвы, приносимой за людей.

Это символ жертвен­ной любви к людям Бога, Который принес Своего Сына в жертву за нас. «Третье животное имело лице, как человек». Это сим­вол евангелиста Матфея, который возвестил истинное человечество Иисуса Христа. Через этого Серафима47 человеколюбие Божие как бы изливается на нас — в знак того, что Бог — это не какое-то далекое, безразличное к нам существо, а Тот, Кто любит нас до ревности, даже по-человечески.

« Четвертое животное подобно орлу летящему», потому что до пришествия Господа Иисуса Христа в мир знания о Боге 68   передавались в мир через Ангелов, начиная с Серафимов и кончая низшими Ангелами. «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не име­ют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8). Почему у живот­ных по шесть крыльев?

Двумя они закрывают свои лица — чтобы, глядя на Бога, не сгореть; двумя другими закры­вают свои ноги — потому что они всегда подчиняют свои движения Богу; а с помощью еще двух крыльев они летают. Внутри они исполнены очей, потому что их взгляд направ­лен вовнутрь, они видят Бога через себя, и этот путь очень важный. Многие люди думают, что Бога можно найти, перемещаясь в пространстве, однако путь к Богу лежит через наше сердце.

Так же и Ангелы видят Бога посред­ством особого инструмента, именуемого духовным серд­цем. Из глубины духа своего они видят Господа, поэтому и полны изнутри очей. Почему гимн поется Богу трижды? Потому что свят Отец, свят Сын, свят Дух Святой, но Один Господь, Один Бог, Один Вседержитель, в Троице славимый, Который был в вечности, есть и грядет.

Он был изначально, Он — Сущий, Он и сейчас вечно существующий; Он есть и гря­дет, чтобы судить всю вселенную в правде и преобразить весь мир. Это славословие, возвещающее святость Бога, является победной песнью. Вы, может быть, обратили внимание на то, что священник перед пением этого гим­на возглашает: «Мы благодарим Тебя за множество Твоих даров и особенно благодарим Тебя за эту службу, которую Ты принял из наших рук, хотя Тебе и предстоят на небесах десятки тысяч Ангелов и тысячи Архангелов, Херувимов и Серафимов, многоглазые, парящие, пернатые (то есть крылатые)