Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

, победную песнь Тебе поюще, вопиюще, взыва­ 69   юще и глаголюще». Поет орел, вопиет телец, взывает лев и говорит человек. Почему это победная песнь? Потому что святость Бога есть победа. Божие запредельное могу­щество и бесконечная праведность — и есть победа. Явле­ние праведности Бога уже побеждает. «И когда животные воздают славу и честь и благодаре­ние Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престо­ле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря» (Откр. 4, 9-10).

Старцы при­носят Ему славу и говорят: «От Тебя мы получили коро­ны, Ты Царь царей, Ты живешь во веки веков». Что зна­чит «Живущий во веки веков»? Он живет сквозь все века, Он вечно живущий, Он единственный, Кто правит всеми временами, Кто живет над потоком всех времен. И Ему покланяются эти прославленные старцы и Ангелы, возно­ся честь и славу, которых Он достоин.

«Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворе­но» (Откр. 4, 11). Первое, за что славят Бога, это за то, что Ему принадлежит по праву — и слава, и честь, и сила. Мы не отделяем Бога от Его силы, от Его славы, мы знаем, что Он — Самый могущественный, и Ему подобает и честь, и хваление за то, что все по Его воле сотворено и суще­ствует.

Ибо Бог — единственный Творец вселенной. Он говорил, мгновенно вызывая к жизни всякую тварь. Когда Господь подходил к слепорожденному, то человек прозре­вал. Христос повелел умершему Лазарю — и мертвец вос­крес. Нет никого, кто бы существовал против воли Госпо­да, нет ничего такого, что могло бы противиться Его воле. Бог один — Творец вселенной, и за это мы Его прославляем.

70 Г лава пятая «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, напи­санную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» (Откр. 5, 1). В правой руке у Бога Отца находится кни­га, написанная и запечатанная семью печатями. Обыч­ная по форме книга впервые начинает употребляться для религиозного чтения только во времена Нового Завета, а во дни Ветхого Завета все книги писались на свитках. Книга имеет семь печатей.

Каждый раз, когда снимается печать, раскрывается содержание некоторого текста.48 Это книга, в которой описывается будущее (хотя для Бога нет прошлого и будущего, есть только настоящее), кни­га судеб Божиих, книга замысла обо всей вселенной. Ведь Бог не просто наблюдает за миром, Он властно управля­ет мировой историей, совершая то, что Ему угодно.

В этой книге содержится план Бога о будущем всей вселенной — начиная со времен Христа. В ней — большое количе­ство записей, потому что замысел Творца чрезвычайно богат; он настолько велик, что никто не может объять его разумом. Эта книга запечатана, потому что тайна Бога скрыта в Его собственном уме, и Он никому и никогда до конца Своей воли не открывает.

В каждую историческую эпоху происходят неожиданные вещи, которые никак не выво­дятся из предыдущего течения мировой истории. Исто­рия движима волей Отца Небесного, ведущего вселенную к Своей цели. Как Господь говорит о еврейском наро­ 71   де в Книге пророка Иеремии: «Ибо [только] Я знаю наме­рения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29, 11).

Господь в Ветхом Завете говорит евреям через двух проро­ков, Иеремию и Иезекииля, об одном и том же: что послед­ствия грехов обрушиваются на людей, но не сам грех.49 «В те дни уже не будут говорить: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31, 29-30)

; «Зачем выупотре­бляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кис­лый виноград, а у детей на зубах оскомина"?» (Иез. 18, 2). Видел Иоанн в правой руке у Сидящего книгу, «напи­санную внутри и отвне», то есть книгу, переполненную зна­ниями и запечатанную семью печатями. Почему именно семь? Потому что в книге описываются судьбы мира, соз­данного за семидневный цикл и продолжающего жить в круге седмиц — именно поэтому семь печатей.

«И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» (Откр. 5, 2). Кто может открыть знания Бога? Кто досто­ин раскрыть для людей неистощимые сокровищницы зна­ний Господа? Призываются все существа, способные вос­принимать откровение Божие. У святителя Григория Богослова есть небольшой трактат под названием «Пять слов о богословии», где подробно описываются люди, которые могут заниматься богословием.

Как вы думае­те, написано ли там, что у богословов должен быть высо­кий IQ ? Нет. Может, там написано, что эти люди обязаны обладать хорошим знанием античной философии? Нет. Может, они обязаны быть крупными математиками? Нет. Там написано, что богослов должен иметь чистое сердце и разум, устремленный к Богу. Чтобы познать тайны Бога, 72   нужно быть достойным, а чтобы стать достойным, нужно очиститься.

«И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под зем­лею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 3). Но никто не мог даже чуть-чуть приоткрыть великую тайну Бога, оказалось, что никто не способен на это. Раз­ум Бога закрыт для всех живых существ, потому что все несовершенны. Господь даже «и в Ангелах Своих усматрива­ет недостатки» (Иов. 4, 18).

Ангелы несовершенны, даже самый лучший из них — Люцифер — пал и увлек за собой треть ангелов. Всеведущих и всемогущих существ во все­ленной нет. Над вселенной есть Господь. Во вселен­ной все существа — и люди, и Ангелы — ограничены, они все по своей природе недостойны милости Бога. Не нашлось ни на небе среди Ангелов, ни на земле среди людей, ни под землей среди демонов существ, которые могли бы удостоиться получить милость Божию и узнать Его тайны.