Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

В каждую историческую эпоху происходят неожиданные вещи, которые никак не выво­дятся из предыдущего течения мировой истории. Исто­рия движима волей Отца Небесного, ведущего вселенную к Своей цели. Как Господь говорит о еврейском наро­ 71   де в Книге пророка Иеремии: «Ибо [только] Я знаю наме­рения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29, 11).

Господь в Ветхом Завете говорит евреям через двух проро­ков, Иеремию и Иезекииля, об одном и том же: что послед­ствия грехов обрушиваются на людей, но не сам грех.49 «В те дни уже не будут говорить: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31, 29-30)

; «Зачем выупотре­бляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кис­лый виноград, а у детей на зубах оскомина"?» (Иез. 18, 2). Видел Иоанн в правой руке у Сидящего книгу, «напи­санную внутри и отвне», то есть книгу, переполненную зна­ниями и запечатанную семью печатями. Почему именно семь? Потому что в книге описываются судьбы мира, соз­данного за семидневный цикл и продолжающего жить в круге седмиц — именно поэтому семь печатей.

«И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» (Откр. 5, 2). Кто может открыть знания Бога? Кто досто­ин раскрыть для людей неистощимые сокровищницы зна­ний Господа? Призываются все существа, способные вос­принимать откровение Божие. У святителя Григория Богослова есть небольшой трактат под названием «Пять слов о богословии», где подробно описываются люди, которые могут заниматься богословием.

Как вы думае­те, написано ли там, что у богословов должен быть высо­кий IQ ? Нет. Может, там написано, что эти люди обязаны обладать хорошим знанием античной философии? Нет. Может, они обязаны быть крупными математиками? Нет. Там написано, что богослов должен иметь чистое сердце и разум, устремленный к Богу. Чтобы познать тайны Бога, 72   нужно быть достойным, а чтобы стать достойным, нужно очиститься.

«И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под зем­лею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 3). Но никто не мог даже чуть-чуть приоткрыть великую тайну Бога, оказалось, что никто не способен на это. Раз­ум Бога закрыт для всех живых существ, потому что все несовершенны. Господь даже «и в Ангелах Своих усматрива­ет недостатки» (Иов. 4, 18).

Ангелы несовершенны, даже самый лучший из них — Люцифер — пал и увлек за собой треть ангелов. Всеведущих и всемогущих существ во все­ленной нет. Над вселенной есть Господь. Во вселен­ной все существа — и люди, и Ангелы — ограничены, они все по своей природе недостойны милости Бога. Не нашлось ни на небе среди Ангелов, ни на земле среди людей, ни под землей среди демонов существ, которые могли бы удостоиться получить милость Божию и узнать Его тайны.

И спасение мы получаем из милости, а не по заслугам, как раз это Ангел и подчеркивает в Открове­нии: никого не нашлось, кто был бы достоин даже загля­нуть в книгу судеб Божиих. Об этом же говорил и пророк Исаия: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?» (Ис. 40, 13). С кем Бог советуется, когда тво­рит Свою волю? Нет такого советника.

«И я много плакал о том, что никого не нашлось достой­ного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее» (Откр. 5, 4). Иоанн говорит, что люди нуждаются в откро­вении, в познании тайн Божиих, потому что иначе они буду жить, как животные, не зная, откуда пришли и куда идут. Знание тайн Бога необходимо для спасения людей. Нам важно изучать откровения Божии, чтобы понимать, куда идти.

Но никого достойного не нашлось, чтобы «читать сию книгу», и Иоанн много плакал об этом. 73   «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от коле­на Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книггу и снять семь печатей ее» (Откр. 5, 5). Лев из племе­ни Иуды победил. Почему Христос здесь так именуется?

Иоанн Богослов по национальности еврей и, конечно же, прекрасно знал Ветхий Завет, несомненно, читал Книгу Бытия, в которой предсказано пророчество Иакова, сбыв­шееся в Иисусе Христе: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; и поклонятся тебе сыны отца твоего» (Быт. 49, 8). А в Книге пророка Осии Господь говорит: «Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет» (Ос. 5, 14).

Бог на самом деле бывает хищным — Он описывается, как идущий со страшной добычей. Господь «преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его?» (Чис. 24, 9). Христос ложится в могилу, и никто не может Его воскресить, кро­ме Него Самого. «Не отойдет скипетр от Иуды и законода­тель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покор­ность народов» (Быт. 49, 10)

, то есть из потомства Иуды все время будут происходить правители до того момента, пока не придет Примиритель — Христос. Что и сбылось: власти­тели из колена Иудина рождались до времен Христа, ког­да же Иудеей стали править иноплеменники (Ирод) и ког­да даже официальная власть еврейского синедриона была отобрана императором Августом, пришел Христос.

«Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49, 11). Это также сбы­лось: когда Христос въехал на осленке в Иерусалим, то при­вязал его к огромному золотому изображению виноград­ной лозы, висевшей над входом в Иерусалимский Храм.