Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И спасение мы получаем из милости, а не по заслугам, как раз это Ангел и подчеркивает в Открове­нии: никого не нашлось, кто был бы достоин даже загля­нуть в книгу судеб Божиих. Об этом же говорил и пророк Исаия: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?» (Ис. 40, 13). С кем Бог советуется, когда тво­рит Свою волю? Нет такого советника.

«И я много плакал о том, что никого не нашлось достой­ного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее» (Откр. 5, 4). Иоанн говорит, что люди нуждаются в откро­вении, в познании тайн Божиих, потому что иначе они буду жить, как животные, не зная, откуда пришли и куда идут. Знание тайн Бога необходимо для спасения людей. Нам важно изучать откровения Божии, чтобы понимать, куда идти.

Но никого достойного не нашлось, чтобы «читать сию книгу», и Иоанн много плакал об этом. 73   «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от коле­на Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книггу и снять семь печатей ее» (Откр. 5, 5). Лев из племе­ни Иуды победил. Почему Христос здесь так именуется?

Иоанн Богослов по национальности еврей и, конечно же, прекрасно знал Ветхий Завет, несомненно, читал Книгу Бытия, в которой предсказано пророчество Иакова, сбыв­шееся в Иисусе Христе: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; и поклонятся тебе сыны отца твоего» (Быт. 49, 8). А в Книге пророка Осии Господь говорит: «Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет» (Ос. 5, 14).

Бог на самом деле бывает хищным — Он описывается, как идущий со страшной добычей. Господь «преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его?» (Чис. 24, 9). Христос ложится в могилу, и никто не может Его воскресить, кро­ме Него Самого. «Не отойдет скипетр от Иуды и законода­тель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покор­ность народов» (Быт. 49, 10)

, то есть из потомства Иуды все время будут происходить правители до того момента, пока не придет Примиритель — Христос. Что и сбылось: власти­тели из колена Иудина рождались до времен Христа, ког­да же Иудеей стали править иноплеменники (Ирод) и ког­да даже официальная власть еврейского синедриона была отобрана императором Августом, пришел Христос.

«Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49, 11). Это также сбы­лось: когда Христос въехал на осленке в Иерусалим, то при­вязал его к огромному золотому изображению виноград­ной лозы, висевшей над входом в Иерусалимский Храм.

И Он действительно омылся кровью, но восстал в радо­сти. Христос является корнем Давида. Почему корнем, а 74   не отраслью? Потому что Он Бог и в то же самое время — единокровный Давиду: Он — прямой потомок царя Давида по Матери, так что в Нем по плоти — та же кровь, что и в Давиде. «Победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5, 5).

Христос побеждает смерть, диаво-ла, великих врагов для того, чтобы открыть книгу открове­ний Божиих для людей. Это — один из моментов искупле­ния. Христос искупил нас от греха и проклятия смерти, но еще одна задача искупления — дать нам узнать тайны Бога. Господь пожелал открыть Себя, Свои тайны, Свой замысел о вселенной. «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех живот­ных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, послан­ных во всю землю» (Откр. 5, 6).

На Божественной Небесной Литургии внезапно возникает Некто новый: Иоанн видит не только Бога, но и некоего ягненка — Агнца, Который «как бы закланный». Это — Иисус Христос, Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира. Так сказал о Нем Иоанн Кре­ститель: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1, 29). И Он стоит посреди престола и как бы посреди старцев, там, где Бог, и Он равен Отцу, как и ска­зано было в Евангелии от Марка: «Вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19).

Итак, Иоанн Богослов видит Христа, восседающего во славе Бога Отца, и видит на Нем победные знаки стра­стей (страданий): след заклания и следы пролитой за нас крови. Христос имеет «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5, 6). Рога — власть, сила, а глаза — совершеннейшая премудрость, то есть Господь обладает полнотой сил и знаний.

Семь духов, посланных на землю, — это семь даров Святого Духа, как 75   об этом и было сказано в Книге пророка Захарии: «Те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?» (Зах. 4, 10). Христос знает все Духом Своим, исходящим от Отца и в Нем почивающим. Почему о семи духах сказано «посланных во всю землю» (Откр. 5, 6)?

Потому что после рас­пятия и Воскресения Христа Дух Святой сошел на людей. И если бы Христос не был распят, если бы Агнец не был заклан за нас, то мы остались бы в грехах наших. Как сказал святой IV века Викторин Петавский: «Мессия, Лев побеж­дающий, вольно стал Агнцем страдающим». Христос идет на страдания, как лев, чтобы сразиться с диаволом и стра­дает, чтобы внедриться в глубины смерти и искупить нас от грехов наших кровью Своею.

Выражение «как бы заклан­ный» показывает, что Он умер и воскрес. Христос воскреса­ет с прободенными ребрами50 и ранами от гвоздей, но Он живой, поэтому и говорится «как бы». Раны и тело Его — реальны, а Он жив. Это удивительный парадокс. И апостол Фома не поверил, что Он жив, до тех пор, пока пальцы свои не вложил в раны Христа. «Как бы закланный», пото­му что смерть Христа реальна, но Он уже не подвластен ей.