Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
И Он действительно омылся кровью, но восстал в радости. Христос является корнем Давида. Почему корнем, а 74 не отраслью? Потому что Он Бог и в то же самое время — единокровный Давиду: Он — прямой потомок царя Давида по Матери, так что в Нем по плоти — та же кровь, что и в Давиде. «Победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5, 5).
Христос побеждает смерть, диаво-ла, великих врагов для того, чтобы открыть книгу откровений Божиих для людей. Это — один из моментов искупления. Христос искупил нас от греха и проклятия смерти, но еще одна задача искупления — дать нам узнать тайны Бога. Господь пожелал открыть Себя, Свои тайны, Свой замысел о вселенной. «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5, 6).
На Божественной Небесной Литургии внезапно возникает Некто новый: Иоанн видит не только Бога, но и некоего ягненка — Агнца, Который «как бы закланный». Это — Иисус Христос, Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира. Так сказал о Нем Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1, 29). И Он стоит посреди престола и как бы посреди старцев, там, где Бог, и Он равен Отцу, как и сказано было в Евангелии от Марка: «Вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19).
Итак, Иоанн Богослов видит Христа, восседающего во славе Бога Отца, и видит на Нем победные знаки страстей (страданий): след заклания и следы пролитой за нас крови. Христос имеет «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5, 6). Рога — власть, сила, а глаза — совершеннейшая премудрость, то есть Господь обладает полнотой сил и знаний.
Семь духов, посланных на землю, — это семь даров Святого Духа, как 75 об этом и было сказано в Книге пророка Захарии: «Те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?» (Зах. 4, 10). Христос знает все Духом Своим, исходящим от Отца и в Нем почивающим. Почему о семи духах сказано «посланных во всю землю» (Откр. 5, 6)?
Потому что после распятия и Воскресения Христа Дух Святой сошел на людей. И если бы Христос не был распят, если бы Агнец не был заклан за нас, то мы остались бы в грехах наших. Как сказал святой IV века Викторин Петавский: «Мессия, Лев побеждающий, вольно стал Агнцем страдающим». Христос идет на страдания, как лев, чтобы сразиться с диаволом и страдает, чтобы внедриться в глубины смерти и искупить нас от грехов наших кровью Своею.
Выражение «как бы закланный» показывает, что Он умер и воскрес. Христос воскресает с прободенными ребрами50 и ранами от гвоздей, но Он живой, поэтому и говорится «как бы». Раны и тело Его — реальны, а Он жив. Это удивительный парадокс. И апостол Фома не поверил, что Он жив, до тех пор, пока пальцы свои не вложил в раны Христа. «Как бы закланный», потому что смерть Христа реальна, но Он уже не подвластен ей.
О принесении в жертву непорочного Агнца было предсказано ветхозаветными пророками: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53, 7). Образ Агнца Божиего восходит еще к пророку Исаии, однако этот образ появляется в Писании и раньше: во время еврейской Пасхи народ Божий спасся кровью ягненка, которой были помазаны косяки.
Поэтому и в христианских храмах и домах стоит крест, являющийся символом победы Христа над смертью. «И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» (Откр. 5, 7). Теперь и Христос вместе с Богом Отцом управляет всем миром. Он имеет всю власть 76 над вселенной и власть открывать тайны Бога людям.
Он берет из правой руки Бога книгу, и это значит, что Господь будет осуществлять все дела Божии, в Его власти и будущий Суд над людьми. «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5, 8). Они падают перед Христом, и в руках у них десятиструнные кифары, потому что праведники строго соблюдали десять заповедей, представляющие собой некую гармонию.
Например, царь Давид наслаждался заповедями, получая от них эстетическое удовольствие, для него это определенный лад, определенная мелодия. А блаженный Августин, объясняя, почему в наших храмах мы не играем на музыкальных инструментах, говорит, что у нас лучшие музыкальные инструменты — это сердца, на которых должны быть натянуты десять струн, и Святой Дух должен играть на них.
Итак, у них в руках золотые чаши, клубящиеся фимиамом — так и в христианских храмах клубится фимиам как знак наших молитв, которые поддерживают нас. Каждение — не замена молитв, а их символ. Четыре животных и двадцать четыре старца падают ниц с этими молитвами на устах, обращенными к Агнцу Божиему — уже не просто к Богу Отцу, а еще и к Агнцу Христу, потому что мы молимся именно всем трем Ипостасям.
Три личности — суть Единый Бог: одна сущность, одно Божество, одно могущество, одна власть. Почему говорится, что гусли и золотые чаши «суть молитвы святых»? Потому что святые своими молитвами всегда ходатайствуют перед Творцом за весь мир, их молитвами мир стоит. Причем, они молятся не вместо нас, а вместе с нами. Молитва святого, которого человек просит о помощи, возносит сла 77 бые молитвы людей, как на крыльях, к престолу Божие-му.
Именно поэтому Православная Церковь и призывает святых на молитву. Почему чаши золотые? Потому что в молитвах святых нет ничего тленного. Из их сердец, как из золотых чаш, возносятся Богу благоухания молитв. Наша молитва может быть похожа или на серебреную чашу, или на глиняную плошку, а у кого-то — на глиняный разбитый сосуд. А у святых молитва золотая, она полностью устремлена к Богу.