Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И Он действительно омылся кровью, но восстал в радо­сти. Христос является корнем Давида. Почему корнем, а 74   не отраслью? Потому что Он Бог и в то же самое время — единокровный Давиду: Он — прямой потомок царя Давида по Матери, так что в Нем по плоти — та же кровь, что и в Давиде. «Победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5, 5).

Христос побеждает смерть, диаво-ла, великих врагов для того, чтобы открыть книгу открове­ний Божиих для людей. Это — один из моментов искупле­ния. Христос искупил нас от греха и проклятия смерти, но еще одна задача искупления — дать нам узнать тайны Бога. Господь пожелал открыть Себя, Свои тайны, Свой замысел о вселенной. «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех живот­ных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, послан­ных во всю землю» (Откр. 5, 6).

На Божественной Небесной Литургии внезапно возникает Некто новый: Иоанн видит не только Бога, но и некоего ягненка — Агнца, Который «как бы закланный». Это — Иисус Христос, Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира. Так сказал о Нем Иоанн Кре­ститель: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1, 29). И Он стоит посреди престола и как бы посреди старцев, там, где Бог, и Он равен Отцу, как и ска­зано было в Евангелии от Марка: «Вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19).

Итак, Иоанн Богослов видит Христа, восседающего во славе Бога Отца, и видит на Нем победные знаки стра­стей (страданий): след заклания и следы пролитой за нас крови. Христос имеет «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5, 6). Рога — власть, сила, а глаза — совершеннейшая премудрость, то есть Господь обладает полнотой сил и знаний.

Семь духов, посланных на землю, — это семь даров Святого Духа, как 75   об этом и было сказано в Книге пророка Захарии: «Те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?» (Зах. 4, 10). Христос знает все Духом Своим, исходящим от Отца и в Нем почивающим. Почему о семи духах сказано «посланных во всю землю» (Откр. 5, 6)?

Потому что после рас­пятия и Воскресения Христа Дух Святой сошел на людей. И если бы Христос не был распят, если бы Агнец не был заклан за нас, то мы остались бы в грехах наших. Как сказал святой IV века Викторин Петавский: «Мессия, Лев побеж­дающий, вольно стал Агнцем страдающим». Христос идет на страдания, как лев, чтобы сразиться с диаволом и стра­дает, чтобы внедриться в глубины смерти и искупить нас от грехов наших кровью Своею.

Выражение «как бы заклан­ный» показывает, что Он умер и воскрес. Христос воскреса­ет с прободенными ребрами50 и ранами от гвоздей, но Он живой, поэтому и говорится «как бы». Раны и тело Его — реальны, а Он жив. Это удивительный парадокс. И апостол Фома не поверил, что Он жив, до тех пор, пока пальцы свои не вложил в раны Христа. «Как бы закланный», пото­му что смерть Христа реальна, но Он уже не подвластен ей.

О принесении в жертву непорочного Агнца было предска­зано ветхозаветными пророками: «Он истязуем был, но стра­дал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53, 7). Образ Агнца Божиего вос­ходит еще к пророку Исаии, однако этот образ появляет­ся в Писании и раньше: во время еврейской Пасхи народ Божий спасся кровью ягненка, которой были помазаны косяки.

Поэтому и в христианских храмах и домах стоит крест, являющийся символом победы Христа над смертью. «И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на пре­столе» (Откр. 5, 7). Теперь и Христос вместе с Богом Отцом управляет всем миром. Он имеет всю власть 76   над вселенной и власть открывать тайны Бога людям.

Он берет из правой руки Бога книгу, и это значит, что Господь будет осуществлять все дела Божии, в Его власти и будущий Суд над людьми. «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двад­цать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы свя­тых» (Откр. 5, 8). Они падают перед Христом, и в руках у них десятиструнные кифары, потому что праведни­ки строго соблюдали десять заповедей, представляющие собой некую гармонию.

Например, царь Давид наслаждал­ся заповедями, получая от них эстетическое удовольствие, для него это определенный лад, определенная мелодия. А блаженный Августин, объясняя, почему в наших хра­мах мы не играем на музыкальных инструментах, говорит, что у нас лучшие музыкальные инструменты — это сердца, на которых должны быть натянуты десять струн, и Святой Дух должен играть на них.

Итак, у них в руках золотые чаши, клубящиеся фими­амом — так и в христианских храмах клубится фимиам как знак наших молитв, которые поддерживают нас. Кажде­ние — не замена молитв, а их символ. Четыре животных и двадцать четыре старца падают ниц с этими молитвами на устах, обращенными к Агнцу Божиему — уже не про­сто к Богу Отцу, а еще и к Агнцу Христу, потому что мы молимся именно всем трем Ипостасям.

Три личности — суть Единый Бог: одна сущность, одно Божество, одно могущество, одна власть. Почему говорится, что гусли и золотые чаши «суть молитвы святых»? Потому что свя­тые своими молитвами всегда ходатайствуют перед Твор­цом за весь мир, их молитвами мир стоит. Причем, они молятся не вместо нас, а вместе с нами. Молитва свято­го, которого человек просит о помощи, возносит сла­ 77   бые молитвы людей, как на крыльях, к престолу Божие-му.

Именно поэтому Православная Церковь и призывает святых на молитву. Почему чаши золотые? Потому что в молитвах свя­тых нет ничего тленного. Из их сердец, как из золотых чаш, возносятся Богу благоухания молитв. Наша молитва может быть похожа или на серебреную чашу, или на гли­няную плошку, а у кого-то — на глиняный разбитый сосуд. А у святых молитва золотая, она полностью устремлена к Богу.