Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

О принесении в жертву непорочного Агнца было предска­зано ветхозаветными пророками: «Он истязуем был, но стра­дал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53, 7). Образ Агнца Божиего вос­ходит еще к пророку Исаии, однако этот образ появляет­ся в Писании и раньше: во время еврейской Пасхи народ Божий спасся кровью ягненка, которой были помазаны косяки.

Поэтому и в христианских храмах и домах стоит крест, являющийся символом победы Христа над смертью. «И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на пре­столе» (Откр. 5, 7). Теперь и Христос вместе с Богом Отцом управляет всем миром. Он имеет всю власть 76   над вселенной и власть открывать тайны Бога людям.

Он берет из правой руки Бога книгу, и это значит, что Господь будет осуществлять все дела Божии, в Его власти и будущий Суд над людьми. «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двад­цать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы свя­тых» (Откр. 5, 8). Они падают перед Христом, и в руках у них десятиструнные кифары, потому что праведни­ки строго соблюдали десять заповедей, представляющие собой некую гармонию.

Например, царь Давид наслаждал­ся заповедями, получая от них эстетическое удовольствие, для него это определенный лад, определенная мелодия. А блаженный Августин, объясняя, почему в наших хра­мах мы не играем на музыкальных инструментах, говорит, что у нас лучшие музыкальные инструменты — это сердца, на которых должны быть натянуты десять струн, и Святой Дух должен играть на них.

Итак, у них в руках золотые чаши, клубящиеся фими­амом — так и в христианских храмах клубится фимиам как знак наших молитв, которые поддерживают нас. Кажде­ние — не замена молитв, а их символ. Четыре животных и двадцать четыре старца падают ниц с этими молитвами на устах, обращенными к Агнцу Божиему — уже не про­сто к Богу Отцу, а еще и к Агнцу Христу, потому что мы молимся именно всем трем Ипостасям.

Три личности — суть Единый Бог: одна сущность, одно Божество, одно могущество, одна власть. Почему говорится, что гусли и золотые чаши «суть молитвы святых»? Потому что свя­тые своими молитвами всегда ходатайствуют перед Твор­цом за весь мир, их молитвами мир стоит. Причем, они молятся не вместо нас, а вместе с нами. Молитва свято­го, которого человек просит о помощи, возносит сла­ 77   бые молитвы людей, как на крыльях, к престолу Божие-му.

Именно поэтому Православная Церковь и призывает святых на молитву. Почему чаши золотые? Потому что в молитвах свя­тых нет ничего тленного. Из их сердец, как из золотых чаш, возносятся Богу благоухания молитв. Наша молитва может быть похожа или на серебреную чашу, или на гли­няную плошку, а у кого-то — на глиняный разбитый сосуд. А у святых молитва золотая, она полностью устремлена к Богу.

Их сердце стало такой чашей, в которой клубится фимиам. И наши молитвы должны клубиться перед лицом Бога. Перед тем, как стать на молитву, нужно подготовить чашу, из которой будет возноситься фимиам, то есть нуж­но вычистить ее от всякой грязи: оставить все земные при­страстия, отложить в сторону земные дела. Как в право­славных храмах поется в Херувимской песне: «Всякое ныне житейское отложим попечение», то есть всякую заботу житейскую отложим в сторону.

Необходимо выделить спе­циальное время на молитву, потом — проверить свое состо­яние (не подвластны ли мы в данный момент какой-либо страсти) и попросить Бога об очищении. Потом нужно положить в горячий уголь (сердце) фимиам (ум), то есть вникать в слова молитв. У нас должно быть такое настрое­ние, как будто мы несем кадильную чашу к Богу. Мы долж­ны просить Его, чтобы наша молитва, как кадильный дым, восходила к небесам, а не стелилась по земле, как жертва Каина, которую Бог не принимал.

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею иску­пил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5, 9). Богу Отцу они кланялись без гуслей, а Христу — уже с гуслями и с кадилом, потому что с момента Вопло­щения начинается более высокое славословие. Благодаря 78   жертве Спасителя люди и Ангелы поднялись на новую сту­пень.

В Книге Псалмов есть предсказание об этой новой песне: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся зем­ля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его; ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небе­са сотворил.

Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его. Воздайте Господу, племена народов, воздай­те Господу славу и честь; воздайте Господу славу имени Его, неси­те дары и идите во дворы Его» (Пс. 95, 1-8). Раньше Господу пел только один народ на земле — еврейский, а все осталь­ные народы пели ложным богам — идолам и истуканам. С момента воскресения Христа начинается великая песнь, которая, по словам псалмопевца Давида, охватывает все народы земли — поэтому она и называется новой.

Это песня искупленных, песня спасенных, как гово­рится у пророка Исаии: «Ибо день мщения — в сердце Моем, и год Моих искупленных настал» (Ис. 63, 4). В Книге Псал­мов сказано: «Небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых» (Пс. 88, 6); «Пойте Госпо ду песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149, 1).

В то время человек пел Богу и просил Его о помощи, но Давид предсказал наступление времени, когда люди и Ангелы будут вместе петь Богу новую песнь. Святыми называют­ся, после Бога, Ангелы и люди, которые собираются в еди­ный хор. Мы видим, что это исполнилось. Святые говорят Богу: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5, 9).