Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Их сердце стало такой чашей, в которой клубится фимиам. И наши молитвы должны клубиться перед лицом Бога. Перед тем, как стать на молитву, нужно подготовить чашу, из которой будет возноситься фимиам, то есть нуж­но вычистить ее от всякой грязи: оставить все земные при­страстия, отложить в сторону земные дела. Как в право­славных храмах поется в Херувимской песне: «Всякое ныне житейское отложим попечение», то есть всякую заботу житейскую отложим в сторону.

Необходимо выделить спе­циальное время на молитву, потом — проверить свое состо­яние (не подвластны ли мы в данный момент какой-либо страсти) и попросить Бога об очищении. Потом нужно положить в горячий уголь (сердце) фимиам (ум), то есть вникать в слова молитв. У нас должно быть такое настрое­ние, как будто мы несем кадильную чашу к Богу. Мы долж­ны просить Его, чтобы наша молитва, как кадильный дым, восходила к небесам, а не стелилась по земле, как жертва Каина, которую Бог не принимал.

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею иску­пил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5, 9). Богу Отцу они кланялись без гуслей, а Христу — уже с гуслями и с кадилом, потому что с момента Вопло­щения начинается более высокое славословие. Благодаря 78   жертве Спасителя люди и Ангелы поднялись на новую сту­пень.

В Книге Псалмов есть предсказание об этой новой песне: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся зем­ля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его; ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небе­са сотворил.

Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его. Воздайте Господу, племена народов, воздай­те Господу славу и честь; воздайте Господу славу имени Его, неси­те дары и идите во дворы Его» (Пс. 95, 1-8). Раньше Господу пел только один народ на земле — еврейский, а все осталь­ные народы пели ложным богам — идолам и истуканам. С момента воскресения Христа начинается великая песнь, которая, по словам псалмопевца Давида, охватывает все народы земли — поэтому она и называется новой.

Это песня искупленных, песня спасенных, как гово­рится у пророка Исаии: «Ибо день мщения — в сердце Моем, и год Моих искупленных настал» (Ис. 63, 4). В Книге Псал­мов сказано: «Небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых» (Пс. 88, 6); «Пойте Госпо ду песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149, 1).

В то время человек пел Богу и просил Его о помощи, но Давид предсказал наступление времени, когда люди и Ангелы будут вместе петь Богу новую песнь. Святыми называют­ся, после Бога, Ангелы и люди, которые собираются в еди­ный хор. Мы видим, что это исполнилось. Святые говорят Богу: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5, 9).

Люди из всех наро­дов, яз ы ков выкуплены Богом, таким образом появляет­ся собрание искупленных — абсолютно новый народ Бога. Они восхваляют Агнца, Который искупил их от грехов 79   Своей кровью и заплатил за их беззакония Своими стра­даниями и смертью. Кровь невинная выкупила нас, Отец освободил нас от рабства диаволу, от наказания, которое лежало на всех людях.

«И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5, 10). Великое обеща­ние — что христиане сделаются царями и священниками Богу — исполнилось. «Христос» в переводе с греческого языка значит «Помазанник», и все христиане участвуют в Его помазании. Мы — цари, призванные царствовать над новой вселенной, и мы уже получили царское помазание, но еще не вступили в свои права.

Ведь и Давид был пома­зан на царство Самуилом еще задолго до своего реально­го воцарения. Сейчас мы должны научиться, в первую очередь, царствовать над собой. Нам нужно сделать так, чтобы наш ум воцарился над волей чувств, душа воцари­лась над телом, а тело воцарилось над миром — но не при помощи законов подавления, а при помощи законов люб­ви.

Христиане стали царственными священниками. А глав­ное дело священников — приносить жертвы. Какую жертву мы должны приносить? Всю свою жизнь принести в жерт­ву Богу на алтаре своего ума — вот наше призвание. Как говорит апостол Павел: «Представьте тела ваши в жерт­ву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим. 12, 1). Это жертва ума, воли, чувств.

Вместо своеумия — богоумие, вместо своеволия — боговолие, вме­сто своечувствия — богочувствие. Вместо своей жизни — жизнь в Боге. И сказано было, что «мы будем царствовать на земле» (Откр. 5, 10), то есть на преображенной земле будет наше царство, в котором мы будем вечно жить. «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престо­ла и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тыся­ 80   чи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и кре­пость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5, 11-12).

Это гимн, который начинается с самых вершин, где четы­ре тысячи старцев поклоняются Христу и приносят Ему молитвы, благодарения и игру на кифарах — в своих серд­цах. Гимн постепенно усиливается, в него включается множество небесных живых существ — Ангелов и людей, живущих на небесах. Агнец достоин принять силу, пото­му что она принадлежит Ему по праву завоевания, и не только как Богу, но и как человеку.

Он достоин получить богатство, потому что все богатства мира по праву иску­пления принадлежат Господу Иисусу Христу. Мудрость, могущество и крепость соединены в Нем, поэтому Христос и называется «Святой Крепкий». Всякое могу­щество, поддерживающее вселенную, находится в пробо-денных руках Христа. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидяще­му на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держа­ва во веки веков. И четыре животных говорили: аминь.