Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Люди из всех народов, яз ы ков выкуплены Богом, таким образом появляется собрание искупленных — абсолютно новый народ Бога. Они восхваляют Агнца, Который искупил их от грехов 79 Своей кровью и заплатил за их беззакония Своими страданиями и смертью. Кровь невинная выкупила нас, Отец освободил нас от рабства диаволу, от наказания, которое лежало на всех людях.
«И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5, 10). Великое обещание — что христиане сделаются царями и священниками Богу — исполнилось. «Христос» в переводе с греческого языка значит «Помазанник», и все христиане участвуют в Его помазании. Мы — цари, призванные царствовать над новой вселенной, и мы уже получили царское помазание, но еще не вступили в свои права.
Ведь и Давид был помазан на царство Самуилом еще задолго до своего реального воцарения. Сейчас мы должны научиться, в первую очередь, царствовать над собой. Нам нужно сделать так, чтобы наш ум воцарился над волей чувств, душа воцарилась над телом, а тело воцарилось над миром — но не при помощи законов подавления, а при помощи законов любви.
Христиане стали царственными священниками. А главное дело священников — приносить жертвы. Какую жертву мы должны приносить? Всю свою жизнь принести в жертву Богу на алтаре своего ума — вот наше призвание. Как говорит апостол Павел: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим. 12, 1). Это жертва ума, воли, чувств.
Вместо своеумия — богоумие, вместо своеволия — боговолие, вместо своечувствия — богочувствие. Вместо своей жизни — жизнь в Боге. И сказано было, что «мы будем царствовать на земле» (Откр. 5, 10), то есть на преображенной земле будет наше царство, в котором мы будем вечно жить. «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тыся 80 чи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5, 11-12).
Это гимн, который начинается с самых вершин, где четыре тысячи старцев поклоняются Христу и приносят Ему молитвы, благодарения и игру на кифарах — в своих сердцах. Гимн постепенно усиливается, в него включается множество небесных живых существ — Ангелов и людей, живущих на небесах. Агнец достоин принять силу, потому что она принадлежит Ему по праву завоевания, и не только как Богу, но и как человеку.
Он достоин получить богатство, потому что все богатства мира по праву искупления принадлежат Господу Иисусу Христу. Мудрость, могущество и крепость соединены в Нем, поэтому Христос и называется «Святой Крепкий». Всякое могущество, поддерживающее вселенную, находится в пробо-денных руках Христа. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь.
И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр. 5, 13-14). Гимн Агнцу теперь охватывает все творение, все существа мира поклонились Богу и признали, что Ему по праву принадлежит все сущее и всякое благословение, честь, слава и владычество. Он правит миром во все века, сквозь все поколения простирается власть Отца и Его Сына, умершего за нас.
Даже духи преисподние, невольно трепеща от ужаса, признают Его власть. Все существа мира участвуют в этом гимне, потому что Господь дает нам жизнь, правит нашими телами и душами, и эта слава Искупителя касается всех. На земле этот гимн звучит на Литургии: сначала мы прославляем Бога 81 Отца за творение, потом за послание нам Своего Единородного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Христос в ночь, когда был предан, взял хлеб в руки, благословил и преломил его, дав апостолам со словами: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мк. 14, 22). Так же и чашу взял, говоря: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14, 24). На Литургии происходит явление этого Агнца Божиего — не в образах, а в реальности.
В православном храме находится копия Книги Жизни, она лежит на престоле — это Евангелие, в котором описываются законы грядущей судьбы мира. Православный храм — это действительно некая трехмерная модель выхода на небеса, даже не модель, а трехмерные ворота, выводящие нас в небесную реальность. Поэтому в мире существует только один Храм, а все православные храмы на земле — это лишь открытые двери в единственный небесный Храм.
И сердце человеческое должно стать такой же дверью. Это и есть тайный заговор, родившийся в недрах Святой Троицы, который формирует судьбы мира и благодаря которому и существует мир. Литургия формирует мир. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Ради Божественной Литургии — Тайны — солнце на небе светит днем, луна — ночью; и звезды небесные, тысячи их, свой свет издают; и земля плод дает, и потому мы можем питаться хлебом.
Повторяю: земля только затем приносит плоды, хлеб и виноград, что хлеб и вино каждый день приносятся на Святой Престол при совершении Литургии. Не нам, не для нас, грешных, покрытых язвами, дает земля плод свой, не стоим мы его, земля дает его для Бескровной Жертвы и будет давать, доколе будет совершаться на земле Божественная Литургия. Не будет Литургии — солнце померкнет, и земля перестанет производить свой плод».
82 Г лава шестая «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6, 1-2). История Церкви начинается с того, что Агнец Божий — Иисус Христос — становится жертвой за грехи мира.