Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

After all, the seven gifts of the Holy Spirit are the fullness of God's gifts, which is why the grace of peace from God is called the "seven gifts of the Holy Spirit." These gifts are: the spirit of wisdom and understanding, counsel and strength, knowledge and godliness, and the fear of God. Pay attention: here the direct connection between the throne of God and the world becomes noticeable, since the seven spirits from the throne of God go out into the world and dwell among us.

All baptized people are sealed by the Holy Spirit at the moment of Chrismation: in the Sacrament, every Christian is born of the Holy Spirit and receives His gift in his heart, through faith in Christ the Redeemer, the Source of grace and peace, the Witness. Witness of what? First, Jesus Christ is the Witness of the mystery of God, the inner life of God; He comes into this world and reveals the mysteries of the Creator, bears witness to us about the Father in our souls.

Во-вторых, Христос — Свидетель и всех наших дел: все наши поступки Он знает и видит все, что с нами про­исходит. В-третьих, Христос еще является Свидетелем потому, что сделался Первомучеником, в Нем — торжество и слава всех мучеников. Ведь слово «мученик» в переводе с греческого (μάρτυς) — «свидетель». Но величайшее Его свидетельство — это Крест.

Его мы носим на груди как свидетельство исключительной, величайшей любви. Это и есть то доброе исповедание, о котором говорит апостол Павел в Послании к Тимофею, доказательство послушания и верности Отцу Своему даже до смерти: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись веч­ной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе испо­ведание перед многими свидетелями.

Пред Богом, все животво­ 12   рящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе» (1 Тим. 6, 12-13). Таким образом, Крест Христов — это сви­детельство Свидетеля, говорящее о том, что Сын до конца покорен Отцу. И мы, будучи покорны Сыну, будем покор­ны и Отцу — до конца.

Таким образом, Святая Троица раскрывается нам как Бог Отец, Бог Святой Дух и Бог Сын. Иоанн Богослов показывает, что Отец равен Сыну и Святому Духу — все три Личности Троицы равны между собой, потому что бес­конечность не может уменьшаться. Следующее имя Иисуса Христа — Верный («Πιστός» по -гречески)

, то есть Единственный, Кто никогда не под­водит! Как говорит Писание: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность» (Пс. 145, 5-6). И вот единственным Верным и никогда не Подводящим является Иисус Христос, так что люди, которые надеются на Него, никогда не разочаруют­ся.

Итак, благодать и мир даются нам от Того, Кто всег­да верен Отцу и верен тем, кто доверился Ему. На Литур­гии все православные христиане называются верными. То есть нам дается имя Иисуса Христа, потому что мы должны стать подобными Ему, должны раскрыться для Него, должны Его верностью укрепляться и сами посте­пенно становиться непоколебимыми. Ведь мы с вами в Причастии пьем Его Кровь и едим Его Плоть, поэтому душа Христа в этот момент в буквальном смысле соединя­ется с нашими душами.

Христос называется также Первенцем из мертвых (Откр. 1, 5), поскольку Он первым воскрес, чтобы больше никогда не умирать. Вслед за Ним должны воскреснуть все люди — для вечной жизни или для вечного мучения. Вся 13   наша радость и вся надежда в том, что Воскресение, кото­рое началось со Спасителя, продолжится и для нас, ведь Иисус — Первенец, а мы идем за Ним.

Кроме того, Христос — Владыка царей земных, Сто­ящий у начала всех земных царств. Он учредил все цар­ства мира по воле Бога Отца, создал на земле различные властные иерархии для того, чтобы род человеческий не уничтожил сам себя в войнах. Почему христиане молят­ся о властях? Для того чтобы люди не убивали друг друга — ведь власть способна ограничивать рост зла.

Все мир­ские правители находятся под властью Иисуса Христа, Он поставляет их и низвергает, как сказано у пророка Осии: «ИЯ дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем» (Ос. 13, 11). В Писании говорится, что Бог ставит и сверга­ет царей, повелителей, властителей для того, чтобы совер­шить Свою святую волю. Если они злодействуют, то полу­чают по заслугам, если делают добро, то получают награду.

Но над ними стоит царственная мощь Христа, Который Сам властвует через них.6 «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1, 6). Богу подобает слава и держава, потому что Он изначально возлюбил нас; даже когда мы о Нем еще не знали; когда мы Его забывали, когда бунтовали против Него, Он все рав­но продолжал любить нас.

Христос вытащил нас из гре­ховной грязи и омыл в Своей крови. Именно в Крещении мы омываемся: погружаясь в воду, как бы умираем со Хри­стом, участвуем в Его смерти, а выходя из воды — участву­ем в Воскресении Христа. Причем Он нас не просто омыл, но сделал царственным священством: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чуд­ный Свой свет» (1 Петр. 2, 9).

Все христиане являются свя­ 14   щенниками.7 В каком смысле? Главное действо священни­ков — приносить жертвы, поэтому все христиане должны приносить себя в жертву на алтаре своего сердца; мы долж­ны предоставить свой ум, свои тела в чистую, живую жерт­ву Богу. Это значит во имя Бога отказаться от своеумия, своеволия, своечувствия и просить Святого Духа, чтобы Он принял эту жертву и освятил всех нас.