Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

В этом как раз и заключается наше священство. Мы священнодействуем и молимся Богу Отцу непосредственно через Христа.8 «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1, 7). Ему подобает слава и держава; Его уви­дит всякий глаз и в том числе те, кто пронзил Его.

Господь возносился на небо на облаке и грядет Он так же — на обла­ках бесконечной славы; славы, которая в свое время явля­лась на горе Синай, потом освящала Скинию Завета, затем была в Храме Соломона, в дальнейшем явила себя на горе Фавор, и, наконец, облако славы взяло Христа на небеса. И это же облако явится во всей полноте сияющей славы, когда Господь придет снова.

Почему говорится «с облака­ми», во множественном числе? Потому что Христос при­дет с Ангелами и со всеми святыми, потому что и мы будем восхищены на облаках — навстречу Господу, в воздух. И уви­дит Его всякий глаз — и грешников, и праведников, а те, кто не доживет до этого дня, будут воскрешены в тот час и сво­ими собственными глазами узрят Христа, Грядущего с обла­ками.

Увидят Его все без исключения люди и зарыдают о Нем все племена земли, зарыдают, потому что не признали Его. «Живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (Рим. 14, 11). Перед именем Иисуса преклонится всякое колено небес­ных и земных, и преисподних (Ср.: Флп. 2, 10-11). Никто не избежит встречи со Христом, она неотвратима.

Хри­ 15   стиане будут рыдать от счастья, что наконец-то сбылась их надежда. Хотя многие уже и ждать перестали, как ска­зано в Евангелии: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули» (Мф. 25, 5). Отвергшие же Бога тоже возрыдают, но по иной причине: они поймут, чего лишились, увидят, что сами участвовали в распятии Христа и что уже ничего не исправишь.

Они осознают, что Тот, Кого они ненавиде­ли, Кого пронзили, против Кого воевали, Чьих слуг убива­ли, придет, чтобы судить всех их. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1, 8). Альфа и омега — это первая и последняя буквы греческо­го алфавита. Христос — начало творения Божия, Он Тот, Кто запустил процесс творения, и Он же является концом мира — Судией.

Здесь все логично: только Творец может быть судьей, а тот, кто не творил мира, не имеет права его судить. Именно поэтому люди, отвергающие творение мира Богом, обмануты сатаной, считая, будто Бог не обла­дает правом суда. Понятно, почему дарвинизм так активно продвигается во всех школах.9 Но Христос ясно говорит: «Я начало мира и конец», то есть начало и конец вселен­ной.

Вся вселенная — в Его могущественных руках. Он запустил мир, Он его и встретит в конце. Итак, Христос — Сущий, Который был изначально и Который снова придет в этот мир судить его. Он везде­сущий и дающий существование всему, как об этом сказано у пророка Исаии: « Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: „ста­нем вместе на суд".

Кто воздвиг от востока мужа правды, при­звал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разноси­мую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это?» 16   (Ис. 41, 1-4). Дело в том, что Бог ставит некоего человека, который и называется «муж правды», для свершения пра­ведного суда Бога.

В дальнейшем Исаия говорит, что это­го человека будут звать Кир. Это имя персидского царя, который родится спустя 150 лет после данного пророче­ства. Впоследствии Кир создал огромное Персидское госу­дарство. Но вот вопрос: почему, как он сумел это сделать? «Кто совершил?» — спрашивает Господь. И отвечает: «Тот, Кто от начала вызывает роды» (Ис. 41, 4)

, то есть вызывает к жизни все поколения. Владыка всех поколений, Господь Бог! Бог — Властелин поколений. Господь властвует над временем, по Его слову зажглось Солнце, появилась Луна, Он распростер небеса и создал Землю, воздвиг на ней жизнь, сотворил человека. Господь повелевал допотопны­ми исполинами, по Его слову обрушились воды на землю, по Его слову держался на водах ковчег, Его слово низверг­ло Вавилон, Его слово спасло Авраама.

Он и теперь Тот же — Господин всех времен, и последних в том числе. Бог Всемогущий — великий и суверенный правитель, и нет другого Бога, кроме Него. Чуть дальше Господь сказал о Себе так: « Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф» (Ис. 44, 6), то есть Господин небесных сил, Которому кланяются все небесные силы, Которому подчинены и перед Которым трепещут ангельские миры, огненные и пламенеющие духи.

«Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, воз­вестит и в порядке представит Мне [все] с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возве­стил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кро­ме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю» (Ис. 44, 6-8).

Он — единственная твердыня во вселенной, единствен­ный центр мира, Великий Повелитель, Который властной 17   рукою влечет вселенную к цели, Им Самим предначертан­ной. Поэтому и говорит о Себе: «Я первый и Я последний», то есть начало и конец мира. Господь — Вседержитель, держа­щий все в Своей могущественной руке, потому что Он все­му дает бытие.