Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И я взгля­нул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя „смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвер­тою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6, 7-8). Четвертый конь — бледный. Хотя это не совсем точный перевод с грече­ского языка: если переводить дословно — всадник зеле­новатый. Это цвет разлагающегося трупа.

Это живой разлагающийся конь, на котором едет соответствую­щий всадник по имени «смерть». Четвертый всадник, которого выпускает Бог, — это смерть и ад, он направлен на людей-отступников. Заметьте, все происходит постепенно: сначала идет проповедь Христова, затем — великое переселение наро­дов, потом — ограничение в продовольствии, разруше­ние экономической системы, и одновременно с этим замолкает слово Божие.

Наступает страшный дефицит, хотя Таинства при этом совершаются. И наконец прихо- 53 дит смерть. Вышел бледно-зеленый, цвета разлагающегося тру­па, всадник, на котором сидела смерть, и ад следовал за ним. Зачем вышел этот всадник? Ему дана власть над четвертью земли, чтобы убивать ее мечом, голодом, бед­ствиями и зверями земными.

Например, если мы проа­нализируем результаты религиозных войн в Европе, то увидим, что они были ужасающими: в Германии в живых остался лишь каждый третий немец, в Ирландии, когда туда пришли протестанты, выжил только каждый четвер­тый католик. А скольких потеряла Россия за XX век! 88   «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенни­ком души убиенных за слово Божие и за свидетельство, кото­рое они имели.

И возопили они громким голосом, говоря: доко­ле, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6, 9-10). Даже мученики решили, что настолько велико зло, соверша­емое из-за адского натиска на землю, что уже надлежит прийти концу, надлежит совершиться великой мести Бога. Но Господь успокаивает их и говорит, что еще рано.

И вот под престолом на небесах находятся мученики — так же и у нас в православных храмах: обязательно на каждом престоле должна быть частица мощей мученика. Само слово «мученик» («свидетель» в переводе с греческого) означает того, кто свидетельствует своей жизнью и смер­тью о подлинности воскресения Иисуса Христа. Почему мучеников называют этим словом?

Потому что их смерть за Христа — это исповедание того, что смерти бояться не следует. Ведь Бог Живой воскресит нас, как Он вос­кресил Христа. «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Вла­дыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одеж­ды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут уби­ты, как и они, дополнят число» (Откр. 6, 10-11).

Мучени­ки видят все, что происходит на земле, и они возмущены существующим напором зла. Мученики просят о возмез­дии за невинно пролитую кровь, за злодеяния, которые совершили люди, воинственно выступающие против Бога. Человек мстить не может, потому что месть — при­вилегия одного лишь Бога. Он абсолютный мститель, Который воздаст врагам Своим в день Страшного Суда, Второго Пришествия.

89   «И даны были каждому из них одежды белые». Мучени­ки уже в белом, их праздник уже предначинается, им Господь сразу дает в награду белую одежду радости, чисто­ты и невинности, поэтому часто мучеников на иконах изображают в красивых одеждах. Белые одеяния потому, что святые убелили свою жизнь Кровью Агнца, крести­лись мученичеством.

И у священников светлое облачение — подризник. «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, прои­зошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как вла­сяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6, 12). Наступило время конца вселенной, когда вскрылась шестая печать, однако она еще не последняя — есть и седьмая. Ведь замы­сел Бога не завершается с концом вселенной, он идет дальше.

Шестая печать пока еще не открылась, но когда откроется, то мир мгновенно, по слову Бога, изменится, случится великое землетрясение. Как говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «...Которого глас тогда поколе­бал землю и Который ныне дал такое обещание: еще раз поко­леблю не только землю, но и небо. Слова: „еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непо­колебимое» (Евр. 12, 26-27).

Весь мир из тленного станет нетленным, из смертного станет бессмертным, вместо мира зла созиждется мир блага, вместо мира ненависти — мир любви. Необходима переделка всего мира, и вот когда шестая печать откроется, начнутся его «родовые схватки» — он будет перерождаться. И солнце сделает­ся черным, как мешок власяной.54 И луна сделается, как красная кровь, потому что она будет отражать не солнце — солнце потухнет, а землю, которая будет гореть огнем великого пожара.

«И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. 90   И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и бога­тые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6, 13-17).

Звезды пада­ют с небес, и небо скрылось, свившись, как свиток; и вся­кая гора и остров двинулись с мест своих. Когда свиток сворачивается, открывается то, что за ним — так же, ког­да небеса сворачиваются, открывается небесная реаль­ность, мир Ангелов открывается перед глазами всего человечества. Эти стихи в особых комментариях не нуж­даются, здесь все открыто очень ясно.