Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Мучени­ки видят все, что происходит на земле, и они возмущены существующим напором зла. Мученики просят о возмез­дии за невинно пролитую кровь, за злодеяния, которые совершили люди, воинственно выступающие против Бога. Человек мстить не может, потому что месть — при­вилегия одного лишь Бога. Он абсолютный мститель, Который воздаст врагам Своим в день Страшного Суда, Второго Пришествия.

89   «И даны были каждому из них одежды белые». Мучени­ки уже в белом, их праздник уже предначинается, им Господь сразу дает в награду белую одежду радости, чисто­ты и невинности, поэтому часто мучеников на иконах изображают в красивых одеждах. Белые одеяния потому, что святые убелили свою жизнь Кровью Агнца, крести­лись мученичеством.

И у священников светлое облачение — подризник. «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, прои­зошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как вла­сяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6, 12). Наступило время конца вселенной, когда вскрылась шестая печать, однако она еще не последняя — есть и седьмая. Ведь замы­сел Бога не завершается с концом вселенной, он идет дальше.

Шестая печать пока еще не открылась, но когда откроется, то мир мгновенно, по слову Бога, изменится, случится великое землетрясение. Как говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «...Которого глас тогда поколе­бал землю и Который ныне дал такое обещание: еще раз поко­леблю не только землю, но и небо. Слова: „еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непо­колебимое» (Евр. 12, 26-27).

Весь мир из тленного станет нетленным, из смертного станет бессмертным, вместо мира зла созиждется мир блага, вместо мира ненависти — мир любви. Необходима переделка всего мира, и вот когда шестая печать откроется, начнутся его «родовые схватки» — он будет перерождаться. И солнце сделает­ся черным, как мешок власяной.54 И луна сделается, как красная кровь, потому что она будет отражать не солнце — солнце потухнет, а землю, которая будет гореть огнем великого пожара.

«И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. 90   И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и бога­тые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6, 13-17).

Звезды пада­ют с небес, и небо скрылось, свившись, как свиток; и вся­кая гора и остров двинулись с мест своих. Когда свиток сворачивается, открывается то, что за ним — так же, ког­да небеса сворачиваются, открывается небесная реаль­ность, мир Ангелов открывается перед глазами всего человечества. Эти стихи в особых комментариях не нуж­даются, здесь все открыто очень ясно.

91 Г лава седьмая «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четы­рех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (Откр. 7, 1). Подобные видения открывались и другим пророкам, например, Иеремии: «И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Елами-ты» (Иер. 49, 36).

Пророк Даниил видел в ночном виде­нии борьбу ветров: «И вот, четыре ветра небесных боролись на великом море» (Дан. 7, 2). Здесь речь идет о том, что Ангелы Божии поставлены повелевать мировыми ветра­ми по воле Бога, они повелевают всеми ветрами, растени­ями, животными, солнцем, луной, звездами. Если проро­ки Даниил и Иеремия видели, что ветра дуют и наводят хаос, то теперь наказание хуже — это безветрие.

Ибо Анге­лы стоят «на четырех углах земли» и удерживают ветер, что­бы он не дул ни на землю, ни на море, ни на какое дерево, дабы везде было полное безветрие, и человек задыхал­ся в этом мире. Люди, не желающие принимать Божиего дыхания и отказывающиеся от Святого Духа, обрекаются на затхлый воздух этого мира. Ведь душа человека, живу­щая без Духа Святого, становится затхлой, задыхающей­ся.

Так Господь показывает, что весь мир является обра­зом вещей невидимых. В частности, состояние планеты Земля напрямую зависит от состояния душ людей, на ней живущих. Раз люди отказались от Святого Духа, не захо- 92   тели жить по заповедям Божиим, получать благодать от Духа Божиего, то Господь обрекает их на жизнь в удуш­ливом — в физическом смысле — мире.

Он говорит: «Вы и так живете в духовно удушливом мире, не принимая Мое слово, и чтобы вы поняли свое заблуждение и через пока­яние наследовали Царствие Небесное, пускай Ангелы вас накажут по Моей воле: вы будете задыхаться на этой зем­ле, живя без ветра». «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго.

И воскликнул он громким голо­сом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю» (Откр. 7, 2). Итак, перед самым концом мира Ангел гово­рит, что необходимо приостановить наказания, потому что у Бога — совершенно новое дело. Он решил запечатлеть Своей печатью последних рабов, последний урожай свя­тости. Это печать Таинства Святого Духа, Таинства Миро­помазания, выявляющая скрытые сокровища человека.

В момент Миропомазания на человека нисходит Святой Дух, дающий ему силу творить добрые дела. Вот для чего человек запечатлевается печатью Святого Духа, и именно из-за этого приостанавливаются наказания — чтобы дать человеку последний шанс на исправление. Нечто похожее бывало и раньше: например, когда евреи смогли избавить­ся от Вавилонского плена, покаявшись в своих грехах.