Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

91 Г лава седьмая «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четы­рех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (Откр. 7, 1). Подобные видения открывались и другим пророкам, например, Иеремии: «И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Елами-ты» (Иер. 49, 36).

Пророк Даниил видел в ночном виде­нии борьбу ветров: «И вот, четыре ветра небесных боролись на великом море» (Дан. 7, 2). Здесь речь идет о том, что Ангелы Божии поставлены повелевать мировыми ветра­ми по воле Бога, они повелевают всеми ветрами, растени­ями, животными, солнцем, луной, звездами. Если проро­ки Даниил и Иеремия видели, что ветра дуют и наводят хаос, то теперь наказание хуже — это безветрие.

Ибо Анге­лы стоят «на четырех углах земли» и удерживают ветер, что­бы он не дул ни на землю, ни на море, ни на какое дерево, дабы везде было полное безветрие, и человек задыхал­ся в этом мире. Люди, не желающие принимать Божиего дыхания и отказывающиеся от Святого Духа, обрекаются на затхлый воздух этого мира. Ведь душа человека, живу­щая без Духа Святого, становится затхлой, задыхающей­ся.

Так Господь показывает, что весь мир является обра­зом вещей невидимых. В частности, состояние планеты Земля напрямую зависит от состояния душ людей, на ней живущих. Раз люди отказались от Святого Духа, не захо- 92   тели жить по заповедям Божиим, получать благодать от Духа Божиего, то Господь обрекает их на жизнь в удуш­ливом — в физическом смысле — мире.

Он говорит: «Вы и так живете в духовно удушливом мире, не принимая Мое слово, и чтобы вы поняли свое заблуждение и через пока­яние наследовали Царствие Небесное, пускай Ангелы вас накажут по Моей воле: вы будете задыхаться на этой зем­ле, живя без ветра». «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго.

И воскликнул он громким голо­сом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю» (Откр. 7, 2). Итак, перед самым концом мира Ангел гово­рит, что необходимо приостановить наказания, потому что у Бога — совершенно новое дело. Он решил запечатлеть Своей печатью последних рабов, последний урожай свя­тости. Это печать Таинства Святого Духа, Таинства Миро­помазания, выявляющая скрытые сокровища человека.

В момент Миропомазания на человека нисходит Святой Дух, дающий ему силу творить добрые дела. Вот для чего человек запечатлевается печатью Святого Духа, и именно из-за этого приостанавливаются наказания — чтобы дать человеку последний шанс на исправление. Нечто похожее бывало и раньше: например, когда евреи смогли избавить­ся от Вавилонского плена, покаявшись в своих грехах.

55 Это подробно описано у пророка Иезекииля: «И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господ­ня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей [стоят] спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу» (Иез. 8 16). Бог проводит пророка по Святой Земле и показывает без­закония, которые совершают евреи: под храмом, в тайных подземных пещерах, у самого порога храма стоят идолы, истуканы языческих богов.

А в самом храме старейши­ 93   ны, представители народа, вместо того чтобы Богу кла­няться, становятся задом к Нему и кланяются солнцу. Про­рок Иезекииль продолжает: «И сказал мне: видишь ли, сын человеческий? мало ли дому Иудину, чтобы делать такие мерзо­сти, какие они делают здесь? но они еще землю наполнили нече­стием, и сугубо прогневляют Меня; и вот, они ветви подносят к носам своим.

За то и Я стану действовать с яростью; не пожа­леет око Мое, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их» (Иез. 8, 17-18). Под ветвями, которые «подносят к носам своим» имеются в виду различ­ные наркотические вещества — их стали использовать пря­мо в храме, в Доме Божием. И Господь говорит, что за это не помилует.

«И возгласил в уши мои великим гласом, говоря: пусть при­близятся каратели города, каждый со своим губительным ору­дием в руке своей. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника» (Иез. 9, 1-2).

Вот эти семь духов, изливаю­щих позднее семь чаш гнева Бога на землю, семь высших Ангелов — Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафи-ил, Иегудиил, Варахиил. По воле Бога они осуществля­ют возмездие Божие на земле. «И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца.

И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхаю­щих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9, 3-4). Дословно в еврейском тексте говорится не просто «знак», а «сделай знак Тав» — это последняя буква еврейского алфавита, она выглядит очень просто: как крест56. Господь так приказывает, во-первых, потому 94   что Крест — прообраз будущего спасения, и, во-вторых, потому что это означает конец: последняя буква — знак последнего выбора.

И дальше говорит пророк Иезеки-иль: «А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и пора­жайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юно­шу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святили­ща Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом» (Иез. 9, 5-6).