Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Таков замысел Бога: сначала в Церковь должно войти полное число язычников из всех народов земли, а до этого момента Израиль — худший враг Божий. После иудеев злейшие враги Бога — это мусульмане. И дальше сказано: «Весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослу 101 шание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 26-32).
В Промысле Божием даже отступничество евреев послужило славе Господней, потому что язычники обратились. Но когда язычники бесповоротно откажутся воспринимать Евангелие, Господь снова вернет Израиль к Себе. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11, 33-36). Таким образом, апостол прямо предсказывает то самое событие, о котором говорит святой Иоанн в Откровении. Финальное обращение иудеев произойдет во времена господства последнего врага — антихриста. Начнется это обращение немного раньше, но завершится во всей полноте тогда, когда придет антихрист, которого возведут на царство именно евреи.
Господь сказал: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5, 43). Под влиянием проповеди Илии и Еноха, которые живыми были взяты на небо, еврейский народ покается, и 144 тысячи человек из всех колен Израиля, кроме одного — Данова, войдут в Царствие Небесное. А от колена Данова, согласно Священному Писанию, произойдет антихрист.
61 Вот как об этом говорит Иаков — родоначальник израильского народа: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49, 17). Великий змей ужалит коня — человечество, и только вмешательство Бога избавит мир и сам Израильский народ от гибели, принесенной коленом Дановым. И в Книге пророка Иеремии сказано, что от Дана слышен храп коней (Иер. 8, 16).
Читаем во Второзаконии: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана» 102 (Втор. 33, 22). Лев от колена Иудина — это Иисус Христос, а лев от колена Данова — это антихрист. «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр. 7, 9-10). Почему именно в этот момент упоминается это великое множество людей? Это число обращенных из язычников, та полнота святых, которые собраны из всех языческих народов у трона Бога. Никто не может их сосчитать, вот какое количество спасенных — из всякого племени, народа и языка.
В Книге Бытия рассказывается история строительства Вавилонской башни, когда люди взбунтовались против Бога. Когда-то на земле был один язык, на котором общалось все человечество. Но люди задумали устроить с Богом состязание — построить себе город и башню, высотою до небес. И тогда Господь пресек зло — смешал языки, чтобы люди не понимали друг друга и не смогли продолжить свое бессмысленное занятие. Так появились разные народы.
Наоборот, во время сошествия Духа Святого в виде пламенных языков апостолам был дан дар нести Слово Божие на всех языках мира, чтобы евангельское учение распространялось по всем концам вселенной. Именно так и поется в каноне преподобного Иоанна Дамаскина: «Когда сошел, сливая наречия, разделил народы Всевышний, а когда огненные языки раздал, к соединению всех призвал, и в согласии славим Всесвятого Духа».
Это удивительное «антивавилонское» явление, когда люди вместе на всех языках славят Бога; великое единство, в котором исчезают земные культуры ради культуры небесной. Что такое современная глобализация? Это пародия на то, что уви 103 дел Иоанн Богослов. Что сейчас люди хотят сделать? Они хотят смешать все народы, языки и племена в служении врагу, диаволу, нечистому духу.
Это пародия на Всемирную Церковь, которую видит Иоанн, на тот самый дар, который нам был дан Богом. Глобализации антихриста нужно противопоставить глобализацию Иисуса Христа — величайшую глобальную Православную Церковь. Это великая идея Бога, которая будет реализована — хочет этого враг или нет. Когда люди говорят о том, что необходимо уважать другие культуры, это неправильно.
Мы не можем, например, уважать культуру племени людоедов, или культуру с противоестественными наклонностями, или культуру идолопоклонников. Такие культуры лучше разрушить, сокрушить идолов, сломать заблуждения, «православно глобализируя» эти народы. «Стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7, 9) .
Вот они, длинные сверкающие белые одеяния, в которые мы одеваемся при Крещении в знак абсолютной чистоты, в знак нашего оправдания. Эти одежды сшиты из добродетелей. Пальмовые ветви в руках означают: если хотите найти спасение — ищите у Бога Отца, сидящего на троне, и у Агнца. С финиковыми ветвями в руках евреи встречали Христа как Победителя смерти. Но не только поэтому.