Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Итак, благодать и мир даются нам от Того, Кто всегда верен Отцу и верен тем, кто доверился Ему. На Литургии все православные христиане называются верными. То есть нам дается имя Иисуса Христа, потому что мы должны стать подобными Ему, должны раскрыться для Него, должны Его верностью укрепляться и сами постепенно становиться непоколебимыми. Ведь мы с вами в Причастии пьем Его Кровь и едим Его Плоть, поэтому душа Христа в этот момент в буквальном смысле соединяется с нашими душами.
Христос называется также Первенцем из мертвых (Откр. 1, 5), поскольку Он первым воскрес, чтобы больше никогда не умирать. Вслед за Ним должны воскреснуть все люди — для вечной жизни или для вечного мучения. Вся 13 наша радость и вся надежда в том, что Воскресение, которое началось со Спасителя, продолжится и для нас, ведь Иисус — Первенец, а мы идем за Ним.
Кроме того, Христос — Владыка царей земных, Стоящий у начала всех земных царств. Он учредил все царства мира по воле Бога Отца, создал на земле различные властные иерархии для того, чтобы род человеческий не уничтожил сам себя в войнах. Почему христиане молятся о властях? Для того чтобы люди не убивали друг друга — ведь власть способна ограничивать рост зла.
Все мирские правители находятся под властью Иисуса Христа, Он поставляет их и низвергает, как сказано у пророка Осии: «ИЯ дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем» (Ос. 13, 11). В Писании говорится, что Бог ставит и свергает царей, повелителей, властителей для того, чтобы совершить Свою святую волю. Если они злодействуют, то получают по заслугам, если делают добро, то получают награду.
Но над ними стоит царственная мощь Христа, Который Сам властвует через них.6 «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1, 6). Богу подобает слава и держава, потому что Он изначально возлюбил нас; даже когда мы о Нем еще не знали; когда мы Его забывали, когда бунтовали против Него, Он все равно продолжал любить нас.
Христос вытащил нас из греховной грязи и омыл в Своей крови. Именно в Крещении мы омываемся: погружаясь в воду, как бы умираем со Христом, участвуем в Его смерти, а выходя из воды — участвуем в Воскресении Христа. Причем Он нас не просто омыл, но сделал царственным священством: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9).
Все христиане являются свя 14 щенниками.7 В каком смысле? Главное действо священников — приносить жертвы, поэтому все христиане должны приносить себя в жертву на алтаре своего сердца; мы должны предоставить свой ум, свои тела в чистую, живую жертву Богу. Это значит во имя Бога отказаться от своеумия, своеволия, своечувствия и просить Святого Духа, чтобы Он принял эту жертву и освятил всех нас.
В этом как раз и заключается наше священство. Мы священнодействуем и молимся Богу Отцу непосредственно через Христа.8 «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1, 7). Ему подобает слава и держава; Его увидит всякий глаз и в том числе те, кто пронзил Его.
Господь возносился на небо на облаке и грядет Он так же — на облаках бесконечной славы; славы, которая в свое время являлась на горе Синай, потом освящала Скинию Завета, затем была в Храме Соломона, в дальнейшем явила себя на горе Фавор, и, наконец, облако славы взяло Христа на небеса. И это же облако явится во всей полноте сияющей славы, когда Господь придет снова.
Почему говорится «с облаками», во множественном числе? Потому что Христос придет с Ангелами и со всеми святыми, потому что и мы будем восхищены на облаках — навстречу Господу, в воздух. И увидит Его всякий глаз — и грешников, и праведников, а те, кто не доживет до этого дня, будут воскрешены в тот час и своими собственными глазами узрят Христа, Грядущего с облаками.
Увидят Его все без исключения люди и зарыдают о Нем все племена земли, зарыдают, потому что не признали Его. «Живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (Рим. 14, 11). Перед именем Иисуса преклонится всякое колено небесных и земных, и преисподних (Ср.: Флп. 2, 10-11). Никто не избежит встречи со Христом, она неотвратима.
Хри 15 стиане будут рыдать от счастья, что наконец-то сбылась их надежда. Хотя многие уже и ждать перестали, как сказано в Евангелии: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули» (Мф. 25, 5). Отвергшие же Бога тоже возрыдают, но по иной причине: они поймут, чего лишились, увидят, что сами участвовали в распятии Христа и что уже ничего не исправишь.
Они осознают, что Тот, Кого они ненавидели, Кого пронзили, против Кого воевали, Чьих слуг убивали, придет, чтобы судить всех их. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1, 8). Альфа и омега — это первая и последняя буквы греческого алфавита. Христос — начало творения Божия, Он Тот, Кто запустил процесс творения, и Он же является концом мира — Судией.
Здесь все логично: только Творец может быть судьей, а тот, кто не творил мира, не имеет права его судить. Именно поэтому люди, отвергающие творение мира Богом, обмануты сатаной, считая, будто Бог не обладает правом суда. Понятно, почему дарвинизм так активно продвигается во всех школах.9 Но Христос ясно говорит: «Я начало мира и конец», то есть начало и конец вселенной.