Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И вос­клицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидя­щему на престоле, и Агнцу!» (Откр. 7, 9-10). Почему именно в этот момент упоминается это великое множество людей? Это число обращенных из язычников, та полнота святых, которые собраны из всех языческих народов у трона Бога. Никто не может их сосчитать, вот какое количество спа­сенных — из всякого племени, народа и языка.

В Книге Бытия рассказывается история строительства Вавилон­ской башни, когда люди взбунтовались против Бога. Когд­а-то на земле был один язык, на котором общалось все человечество. Но люди задумали устроить с Богом состя­зание — построить себе город и башню, высотою до небес. И тогда Господь пресек зло — смешал языки, чтобы люди не понимали друг друга и не смогли продолжить свое бес­смысленное занятие. Так появились разные народы.

Нао­борот, во время сошествия Духа Святого в виде пламен­ных языков апостолам был дан дар нести Слово Божие на всех языках мира, чтобы евангельское учение распро­странялось по всем концам вселенной. Именно так и поет­ся в каноне преподобного Иоанна Дамаскина: «Когда сошел, сливая наречия, разделил народы Всевышний, а когда огненные языки раздал, к соединению всех призвал, и в согласии славим Всесвятого Духа».

Это удивительное «антивавилонское» явление, когда люди вместе на всех языках славят Бога; великое единство, в котором исчеза­ют земные культуры ради культуры небесной. Что такое современная глобализация? Это пародия на то, что уви­ 103   дел Иоанн Богослов. Что сейчас люди хотят сделать? Они хотят смешать все народы, языки и племена в служении врагу, диаволу, нечистому духу.

Это пародия на Всемирную Церковь, которую видит Иоанн, на тот самый дар, кото­рый нам был дан Богом. Глобализации антихриста нужно противопоставить глобализацию Иисуса Христа — вели­чайшую глобальную Православную Церковь. Это великая идея Бога, которая будет реализована — хочет этого враг или нет. Когда люди говорят о том, что необходимо ува­жать другие культуры, это неправильно.

Мы не можем, например, уважать культуру племени людоедов, или куль­туру с противоестественными наклонностями, или культу­ру идолопоклонников. Такие культуры лучше разрушить, сокрушить идолов, сломать заблуждения, «православно глобализируя» эти народы. «Стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7, 9) .

Вот они, длинные сверкающие белые одеяния, в которые мы оде­ваемся при Крещении в знак абсолютной чистоты, в знак нашего оправдания. Эти одежды сшиты из добродетелей. Пальмовые ветви в руках означают: если хотите найти спа­сение — ищите у Бога Отца, сидящего на троне, и у Агнца. С финиковыми ветвями в руках евреи встречали Христа как Победителя смерти. Но не только поэтому.

Событие, изображенное в Откровении, напоминает обряд праздни­ка Кущей, установленный в воспоминание о сорокалетнем странствии евреев по пустыне, когда они жили в кущах (шалашах, палатках). В этот праздник евреи должны были держать в руках « ветви пальмовые, ветви дерев широколиствен­ных и верб речных» (Лев. 23, 40), размахивая ими и веселясь пред Господом Богом семь дней.

Праздник Кущей — про­рочество о великом дне Воскресения, когда мы поселимся в своих шатрах — в своих телах. Почему же у нас праздники 104   Пятидесятницы, Пасхи остались, а праздника Кущей нет? Потому что это только прообраз, это событие еще не про­изошло. Христиане праздник Кущей обязательно отпразд­нуют, когда воскреснут во плоти.

«И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четы­рех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклони­лись Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр. 7, 11-12). Ангелы увидели замысел, который они не могли себе даже представить.

Они увиде­ли, что из диких племен — идолопоклонников, мусульман, безбожников, богоборцев — Господь набрал Себе такое множество спасенных, которые были оправданы, очи­щены и победили диавола. И знак этой победы они несут в своих руках. Они нашли спасение у Бога Отца и Сына Его — Иисуса Христа. И Ангелы Божии пришли в ужас и упа­ли на лица свои, вместе с четырьмя живыми существами, Серафимами и Херувимами, и вместе с двадцатью четырь­мя старцами, говоря, что Господь действительно достоин благодарения, чести и могущества, принадлежащими Ему действительно во все века.

«И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облечен­ные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды своиКровиюАгнца» (Откр. 7, 13-14). Это множество спасен­ных, тех, кто пришел от великой скорби этого мира. Поче­му пришли от великой скорби?

Потому что, как гласит одно мудрое изречение, «в раю нераспятых нет». В рай попада­ют те люди, которые претерпели скорби — без терпения нет спасения. Люди пострадали, потерпели на земле, и без терпения никто еще не спасся. Великая скорбь принадле­жит всем христианам, потому что Господь спас нас Своими 105   страданиями, Своим Крестом, без которого спастись нель­зя.

Даже на наших храмах водружен знак страдания. Поэ­тому и сказано, что спасенные пришли к Отцу Небесному через великую скорбь, которую они вынесли, и омыли оде­яния свои в Крещении и выбелили их в Крови Агнца. «За это они пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7, 15).