Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Событие, изображенное в Откровении, напоминает обряд праздни­ка Кущей, установленный в воспоминание о сорокалетнем странствии евреев по пустыне, когда они жили в кущах (шалашах, палатках). В этот праздник евреи должны были держать в руках « ветви пальмовые, ветви дерев широколиствен­ных и верб речных» (Лев. 23, 40), размахивая ими и веселясь пред Господом Богом семь дней.

Праздник Кущей — про­рочество о великом дне Воскресения, когда мы поселимся в своих шатрах — в своих телах. Почему же у нас праздники 104   Пятидесятницы, Пасхи остались, а праздника Кущей нет? Потому что это только прообраз, это событие еще не про­изошло. Христиане праздник Кущей обязательно отпразд­нуют, когда воскреснут во плоти.

«И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четы­рех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклони­лись Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр. 7, 11-12). Ангелы увидели замысел, который они не могли себе даже представить.

Они увиде­ли, что из диких племен — идолопоклонников, мусульман, безбожников, богоборцев — Господь набрал Себе такое множество спасенных, которые были оправданы, очи­щены и победили диавола. И знак этой победы они несут в своих руках. Они нашли спасение у Бога Отца и Сына Его — Иисуса Христа. И Ангелы Божии пришли в ужас и упа­ли на лица свои, вместе с четырьмя живыми существами, Серафимами и Херувимами, и вместе с двадцатью четырь­мя старцами, говоря, что Господь действительно достоин благодарения, чести и могущества, принадлежащими Ему действительно во все века.

«И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облечен­ные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды своиКровиюАгнца» (Откр. 7, 13-14). Это множество спасен­ных, тех, кто пришел от великой скорби этого мира. Поче­му пришли от великой скорби?

Потому что, как гласит одно мудрое изречение, «в раю нераспятых нет». В рай попада­ют те люди, которые претерпели скорби — без терпения нет спасения. Люди пострадали, потерпели на земле, и без терпения никто еще не спасся. Великая скорбь принадле­жит всем христианам, потому что Господь спас нас Своими 105   страданиями, Своим Крестом, без которого спастись нель­зя.

Даже на наших храмах водружен знак страдания. Поэ­тому и сказано, что спасенные пришли к Отцу Небесному через великую скорбь, которую они вынесли, и омыли оде­яния свои в Крещении и выбелили их в Крови Агнца. «За это они пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7, 15).

Святые выбелили одеж­ды свои и находятся перед троном Бога, служа Ему в небес­ном святилище и днем, и ночью. Они непрестанно молят­ся о нас, потому что пребывают в любви Бога, а любя Бога, любят в Нем и детей Его. Но главное для них наслаждение в том, чтобы славить Бога, молиться Ему, благодарить Его, славословить и величать Его днем и ночью. И они не утом­ляются служить в небесном храме, по образцу которого построены все храмы земли.

«И Сидящий на престоле будет обитать в них...» — дословный перевод этого текста с грече­ского такой: «Сидящий на престоле раскинет шатер на них». Бог Отец раскинет над всеми спасенными Свой шатер, Он скроет людей от жара, даст им прохладу. Когда евреи шли по пустыне, ими руководил лично Иисус Христос, в огнен­ном столбе. И Бог среди них имел шатер — скинию, в кото­рой жил среди людей.

Сейчас — то же самое: Господь поста­вил Свой шатер среди людей, современная Скиния Бога — это Тело Иисуса Христа, так Он живет между нами. И Бог Отец говорит, что Он и над нами поставит Свой шатер, покроет нас Своим покровом, защитит нас от зноя. Как написано в Книге пророка Исаии: «И будет шатер для осене-ния днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя» (Ис. 4, 6).

«Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (Откр. 7, 16). Господь гово­рит: смотрите, эти люди — победители, они больше никог­ 106   да не будут ни голодать, ни жаждать. Как и Господь обещал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Что значит алчущие и жаждущие правды?

Алчу­щие и жаждущие праведности — они голодны, пока не «нае­дятся» праведности, они желают праведности так же, как жаждущий стремится напиться воды. Вот они и насытят­ся, и больше не будут ни голодать, ни хотеть пить. И даль­ше сказано: «И не будет палить их солнце и никакой зной». Не опалит их больше солнечный жар и не будет над ними больше никакого зноя: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]. Господь будет охранять выхождение твое и вхож­дение твое отныне и вовек» (Пс. 120, 6-8). Бог будет хранить их, будет заботиться, чтобы каждый спасенный больше не испытывал дискомфорта. Здесь слово «жара» использу­ется не только в физическом смысле, но и в духовном: зной искушений — желание напиться, желание блудить, жела­ние раздражаться.

Это огонь геенны, который Христос гасит, омывая живыми водами Святого Духа. «Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 17). Агнец приведет их на злачные, бога­тые зеленью места — на небесное пастбище, как небесный Пастух, ведущий Своих овец на зеленые луга.