Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Святые выбелили одеж­ды свои и находятся перед троном Бога, служа Ему в небес­ном святилище и днем, и ночью. Они непрестанно молят­ся о нас, потому что пребывают в любви Бога, а любя Бога, любят в Нем и детей Его. Но главное для них наслаждение в том, чтобы славить Бога, молиться Ему, благодарить Его, славословить и величать Его днем и ночью. И они не утом­ляются служить в небесном храме, по образцу которого построены все храмы земли.

«И Сидящий на престоле будет обитать в них...» — дословный перевод этого текста с грече­ского такой: «Сидящий на престоле раскинет шатер на них». Бог Отец раскинет над всеми спасенными Свой шатер, Он скроет людей от жара, даст им прохладу. Когда евреи шли по пустыне, ими руководил лично Иисус Христос, в огнен­ном столбе. И Бог среди них имел шатер — скинию, в кото­рой жил среди людей.

Сейчас — то же самое: Господь поста­вил Свой шатер среди людей, современная Скиния Бога — это Тело Иисуса Христа, так Он живет между нами. И Бог Отец говорит, что Он и над нами поставит Свой шатер, покроет нас Своим покровом, защитит нас от зноя. Как написано в Книге пророка Исаии: «И будет шатер для осене-ния днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя» (Ис. 4, 6).

«Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (Откр. 7, 16). Господь гово­рит: смотрите, эти люди — победители, они больше никог­ 106   да не будут ни голодать, ни жаждать. Как и Господь обещал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Что значит алчущие и жаждущие правды?

Алчу­щие и жаждущие праведности — они голодны, пока не «нае­дятся» праведности, они желают праведности так же, как жаждущий стремится напиться воды. Вот они и насытят­ся, и больше не будут ни голодать, ни хотеть пить. И даль­ше сказано: «И не будет палить их солнце и никакой зной». Не опалит их больше солнечный жар и не будет над ними больше никакого зноя: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]. Господь будет охранять выхождение твое и вхож­дение твое отныне и вовек» (Пс. 120, 6-8). Бог будет хранить их, будет заботиться, чтобы каждый спасенный больше не испытывал дискомфорта. Здесь слово «жара» использу­ется не только в физическом смысле, но и в духовном: зной искушений — желание напиться, желание блудить, жела­ние раздражаться.

Это огонь геенны, который Христос гасит, омывая живыми водами Святого Духа. «Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 17). Агнец приведет их на злачные, бога­тые зеленью места — на небесное пастбище, как небесный Пастух, ведущий Своих овец на зеленые луга.

Он накор­мит людей сочной пищей и поведет их к живым источни­кам вод. Первое значение «воды живой» — бурлящий род­ник, но здесь имеется в виду, конечно же, не простая вода, а та самая, о которой Господь сказал: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, кото­рую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

Это живая вода Святого Духа, уже сей­час доступная людям; она снимает раздражение и укроща­ет гнев. «И отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 17). 107   Все скорби мира будут забыты тогда, когда Сам Бог Отец утешит нас, отрет слезу с лиц рыдающих людей, оплаки­вающих свои грехи. Как сказано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4).

Многострадальный Иов говорил: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восста­вит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25-27). Надежда на то, что Сам Бог утешит людей, и возвещается в Апокалипсисе. Утешение христи­ан придет от Святой Троицы.

108 Г лава восьмая «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8, 1). Итак, мы видим, что печати постепенно снимаются и приходит время для седьмой, последней печати, когда становятся ясны судь­бы Божии. И когда печать эта снимается, наступает некая тишина. Как говорится в Книге пророка Софонии: «Умол­кни пред лицем Господа Бога!

ибо близок день Господень: уже при­готовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать» (Соф. 1, 7). Перед лицом Бога, перед концом мира насту­пает некая тишина — всякое творение замолкает в благо­говении, мужаясь и ожидая явление славы великого Бога, Который совершит суд над всем миром. И вот, как и говорит Писание: «Сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8, 1).

Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Святой Иоанн часто употребляет число семи Ангелов, потому что оно соответствует это­му веку, субботствованию и покою святых. Поэтому и раз­решение этой седьмой печати указывает на переход от зем­ной жизни, чему помогают семь Ангелов, поражая людей, нуждающихся во вразумлении и наставлении. Безмолвие означает благочиние, благоговение и незнание Ангелами времени Второго Пришествия.

Полчаса — краткое время, когда после наказаний и кончины мира наступит Христо­во Царство». Молчание возникает перед осуществлением суда Божи-его. Зачем нужна эта тишина? Затем, что только в молча­ 109   нии можно услышать откровение Бога.62 Почему бывает хорошо оставаться в храме после службы, когда уже нико­го нет? Чтобы научится слышать молчание Божие.