Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Он накор­мит людей сочной пищей и поведет их к живым источни­кам вод. Первое значение «воды живой» — бурлящий род­ник, но здесь имеется в виду, конечно же, не простая вода, а та самая, о которой Господь сказал: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, кото­рую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

Это живая вода Святого Духа, уже сей­час доступная людям; она снимает раздражение и укроща­ет гнев. «И отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 17). 107   Все скорби мира будут забыты тогда, когда Сам Бог Отец утешит нас, отрет слезу с лиц рыдающих людей, оплаки­вающих свои грехи. Как сказано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4).

Многострадальный Иов говорил: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восста­вит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25-27). Надежда на то, что Сам Бог утешит людей, и возвещается в Апокалипсисе. Утешение христи­ан придет от Святой Троицы.

108 Г лава восьмая «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8, 1). Итак, мы видим, что печати постепенно снимаются и приходит время для седьмой, последней печати, когда становятся ясны судь­бы Божии. И когда печать эта снимается, наступает некая тишина. Как говорится в Книге пророка Софонии: «Умол­кни пред лицем Господа Бога!

ибо близок день Господень: уже при­готовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать» (Соф. 1, 7). Перед лицом Бога, перед концом мира насту­пает некая тишина — всякое творение замолкает в благо­говении, мужаясь и ожидая явление славы великого Бога, Который совершит суд над всем миром. И вот, как и говорит Писание: «Сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8, 1).

Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Святой Иоанн часто употребляет число семи Ангелов, потому что оно соответствует это­му веку, субботствованию и покою святых. Поэтому и раз­решение этой седьмой печати указывает на переход от зем­ной жизни, чему помогают семь Ангелов, поражая людей, нуждающихся во вразумлении и наставлении. Безмолвие означает благочиние, благоговение и незнание Ангелами времени Второго Пришествия.

Полчаса — краткое время, когда после наказаний и кончины мира наступит Христо­во Царство». Молчание возникает перед осуществлением суда Божи-его. Зачем нужна эта тишина? Затем, что только в молча­ 109   нии можно услышать откровение Бога.62 Почему бывает хорошо оставаться в храме после службы, когда уже нико­го нет? Чтобы научится слышать молчание Божие.

Это парадоксальное выражение имеет под собой совершенно реальное основание. Человек, который испытал причаст­ность тайне Господней, знает, что в молчании открывает­ся воля Создателя. И вот в таком молчании и происходит подготовка суда Господа. Многие говорят, что главное, последнее откровение — о возрождении монархии в России, однако, если пра­вы старцы, то это будет ненадолго, на «полчаса молча­ния».

А сразу же после периода молчания наступит время семи труб, время великих последних кар Божиих. Нужно подготовить свое сердце к тому, чтобы слышать и видеть за мировыми событиями явление славы могущественного Бога. «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб» (Откр. 8, 2). Это те самые семь высших духов, восьмым из которых был когда-то Люцифер, семь высших Ангелов, память которых мы празднуем в день Архистратига Михаила.

Семь мужей, облеченных в льня­ную одежду, которых видел пророк Иезекииль, идут, что­бы совершить кару Бога. Один из них ставит печати на лбы верующих, а шестеро других идут следом за ним с карой Божией. Ангелы непрерывно стоят на страже перед лицом Бога всей земли. Именно им в первую очередь раскрывает­ся откровение о суде Господа над вселенной.

Дело в том, что даже на небесах не всем и не все известно о судьбах вселенной: Агнец открывает одну из печатей, и даже Анге­лы не знают, что будет дальше. Наступает тишина, и в этой тишине Бог Сам являет Свою волю. Он показывает, что Его воля не выводима ни из чего — ни из совета Ангелов, ни из замыслов людей. Воля Бога тем более не выводится 110   из каких-то жалких потуг князя тьмы или его соратников земных.

Она выводима только из Самого Бога — Господь делает только то, что Сам хочет. «И дано им семь труб» (Откр. 8, 2). Символика семи труб — удивительная и страшная, она дана нам в Священ­ном Писании. В Ветхом Завете мы читаем, что по велению Бога Моисею было велено сделать трубы: «Исказал Господь Моисею, говоря: сделай себе две серебряные трубы, чеканные сде­лай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов; когда затрубят ими, соберется к тебе все обще­ство ко входу скинии собрания; когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы; когда затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к восто­ку; когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; [когда затрубите в третий раз тревогу, под­нимутся станы, становящиеся к морю; когда в четвертый раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к северу;] тревогу пусть трубят при отправлении их в путь; а когда надоб­но собрать собрание, трубите, но не тревогу; сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам поста­новлением вечным в роды ваши; и когда пойдете на войну в зем­ле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами, — и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших; и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш» (Чис. 10, 1-10).

В эти трубы нельзя было трубить никому, кроме священников — помазанников Божиих, потому что это были трубы, напоминающие нам о Боге, о трубных Его голосах, которые непрерывно исходят от трона Божиего. Семь трубных голосов — это семь определений Бога, воз­вещаемых Ангелам и говорящих о начале великой войны. 111   Кстати, одно из имен Бога — Великий Исполин, выходя­щий на сражение с темными существами, восставшими против Его власти. Это Царь, идущий смирить мятежни­ков.

И великий Бог дает семь труб Своим Ангелам. Трубные голоса, звучавшие все сильнее и сильнее, сопровождали явление Бога на горе Синай во время исхо­да евреев из Египта. Точно так же трубные голоса сопрово­ждают Бога, Который восходит на небеса, поэтому часто на иконах Вознесения Ангелы изображаются с трубами. Царь Давид говорит такие слова: «Восшел Бог при восклица­ниях, Господь при звуке трубном.