Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Это парадоксальное выражение имеет под собой совершенно реальное основание. Человек, который испытал причаст­ность тайне Господней, знает, что в молчании открывает­ся воля Создателя. И вот в таком молчании и происходит подготовка суда Господа. Многие говорят, что главное, последнее откровение — о возрождении монархии в России, однако, если пра­вы старцы, то это будет ненадолго, на «полчаса молча­ния».

А сразу же после периода молчания наступит время семи труб, время великих последних кар Божиих. Нужно подготовить свое сердце к тому, чтобы слышать и видеть за мировыми событиями явление славы могущественного Бога. «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб» (Откр. 8, 2). Это те самые семь высших духов, восьмым из которых был когда-то Люцифер, семь высших Ангелов, память которых мы празднуем в день Архистратига Михаила.

Семь мужей, облеченных в льня­ную одежду, которых видел пророк Иезекииль, идут, что­бы совершить кару Бога. Один из них ставит печати на лбы верующих, а шестеро других идут следом за ним с карой Божией. Ангелы непрерывно стоят на страже перед лицом Бога всей земли. Именно им в первую очередь раскрывает­ся откровение о суде Господа над вселенной.

Дело в том, что даже на небесах не всем и не все известно о судьбах вселенной: Агнец открывает одну из печатей, и даже Анге­лы не знают, что будет дальше. Наступает тишина, и в этой тишине Бог Сам являет Свою волю. Он показывает, что Его воля не выводима ни из чего — ни из совета Ангелов, ни из замыслов людей. Воля Бога тем более не выводится 110   из каких-то жалких потуг князя тьмы или его соратников земных.

Она выводима только из Самого Бога — Господь делает только то, что Сам хочет. «И дано им семь труб» (Откр. 8, 2). Символика семи труб — удивительная и страшная, она дана нам в Священ­ном Писании. В Ветхом Завете мы читаем, что по велению Бога Моисею было велено сделать трубы: «Исказал Господь Моисею, говоря: сделай себе две серебряные трубы, чеканные сде­лай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов; когда затрубят ими, соберется к тебе все обще­ство ко входу скинии собрания; когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы; когда затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к восто­ку; когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; [когда затрубите в третий раз тревогу, под­нимутся станы, становящиеся к морю; когда в четвертый раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к северу;] тревогу пусть трубят при отправлении их в путь; а когда надоб­но собрать собрание, трубите, но не тревогу; сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам поста­новлением вечным в роды ваши; и когда пойдете на войну в зем­ле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами, — и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших; и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш» (Чис. 10, 1-10).

В эти трубы нельзя было трубить никому, кроме священников — помазанников Божиих, потому что это были трубы, напоминающие нам о Боге, о трубных Его голосах, которые непрерывно исходят от трона Божиего. Семь трубных голосов — это семь определений Бога, воз­вещаемых Ангелам и говорящих о начале великой войны. 111   Кстати, одно из имен Бога — Великий Исполин, выходя­щий на сражение с темными существами, восставшими против Его власти. Это Царь, идущий смирить мятежни­ков.

И великий Бог дает семь труб Своим Ангелам. Трубные голоса, звучавшие все сильнее и сильнее, сопровождали явление Бога на горе Синай во время исхо­да евреев из Египта. Точно так же трубные голоса сопрово­ждают Бога, Который восходит на небеса, поэтому часто на иконах Вознесения Ангелы изображаются с трубами. Царь Давид говорит такие слова: «Восшел Бог при восклица­ниях, Господь при звуке трубном.

Пойте Богу нашему, пойте; пой­те Царю нашему, пойте, ибо Бог — Царь всей земли; пойте все раз­умно» (Пс. 46, 6-8). Трубные голоса — напоминание о Боге, знак того, что Он вспомнил, о чем Его просили мученики под жертвенником. А они просили о мести за кровь невин-ноубиенных, пролитую на земле, и Бог вспомнил об этом. Поэтому высшим Ангелам дается поручение трубить тру­бами, чтобы донести волю всемогущего Бога до земли. Все это происходит за пределами небес.

Очень интересно, но есть и мелодия хаоса, мелодия кары Божией, громыха­ющая страшными разрушениями. Мир разрушается, когда трубят Ангелы Божии, исполняя волю Господа. «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, дер­жа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» (Откр. 8, 3). Что это за золотой жертвенник?

Во времена Ветхого Завета была построена сначала Скиния, а позднее и Храм Соломона, причем возведены они были не по собственным проек­там, а по образцу, показанному пророку Моисею на горе, то есть по образу небесного храма. И в этом небесном хра­ме было два жертвенника: медный и золотой. На медном — приносились кровавые жертвы (быков, овец, сжигал­ 112   ся хлеб и так далее).

А прямо перед Святая Святых сто­ял золотой жертвенник, по образцу из небесного храма, на котором находились мученики, принесшие себя в жерт­ву Богу. И на этом же жертвеннике величайшая из жертв — Сам Христос Спаситель. Кроме того, золотой жертвенник — это жертвенник молитв, которые возносятся перед тро­ном Бога. И вот как о нем говорится в Книге Исход: «И сде­лай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его» (Исх. 30, 1-2).

Четырехугольник — это символ равенства добродетелей. Квадрат — символ того, что человек совершен в добродетелях. Вышина два локтя, потому что любовь у человека должна быть двойная — и к Богу, и к ближнему. Даны эти точные размеры для того, чтобы мы учились небесным реальностям. У жертвенника по четырем углам должны быть рога как главная священ­ная часть его — они символизируют силу, которую являет Бог в честь жертвы приносимой.

«Обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из [чистого] золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, что­бы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я бу ду открываться тебе.

На нем Аарон бу дет курить благо вонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампа­ды, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.63 Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не воз­ливайте на него.