Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Пойте Богу нашему, пойте; пой­те Царю нашему, пойте, ибо Бог — Царь всей земли; пойте все раз­умно» (Пс. 46, 6-8). Трубные голоса — напоминание о Боге, знак того, что Он вспомнил, о чем Его просили мученики под жертвенником. А они просили о мести за кровь невин-ноубиенных, пролитую на земле, и Бог вспомнил об этом. Поэтому высшим Ангелам дается поручение трубить тру­бами, чтобы донести волю всемогущего Бога до земли. Все это происходит за пределами небес.

Очень интересно, но есть и мелодия хаоса, мелодия кары Божией, громыха­ющая страшными разрушениями. Мир разрушается, когда трубят Ангелы Божии, исполняя волю Господа. «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, дер­жа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» (Откр. 8, 3). Что это за золотой жертвенник?

Во времена Ветхого Завета была построена сначала Скиния, а позднее и Храм Соломона, причем возведены они были не по собственным проек­там, а по образцу, показанному пророку Моисею на горе, то есть по образу небесного храма. И в этом небесном хра­ме было два жертвенника: медный и золотой. На медном — приносились кровавые жертвы (быков, овец, сжигал­ 112   ся хлеб и так далее).

А прямо перед Святая Святых сто­ял золотой жертвенник, по образцу из небесного храма, на котором находились мученики, принесшие себя в жерт­ву Богу. И на этом же жертвеннике величайшая из жертв — Сам Христос Спаситель. Кроме того, золотой жертвенник — это жертвенник молитв, которые возносятся перед тро­ном Бога. И вот как о нем говорится в Книге Исход: «И сде­лай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его» (Исх. 30, 1-2).

Четырехугольник — это символ равенства добродетелей. Квадрат — символ того, что человек совершен в добродетелях. Вышина два локтя, потому что любовь у человека должна быть двойная — и к Богу, и к ближнему. Даны эти точные размеры для того, чтобы мы учились небесным реальностям. У жертвенника по четырем углам должны быть рога как главная священ­ная часть его — они символизируют силу, которую являет Бог в честь жертвы приносимой.

«Обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из [чистого] золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, что­бы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я бу ду открываться тебе.

На нем Аарон бу дет курить благо вонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампа­ды, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.63 Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не воз­ливайте на него.

И будет совершать Аарон очищение над рога­ 113   ми его однажды в год; кровью очистительной [жертвы] за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святы­ня великая у Господа» (Исх. 30, 3-10). Это жертвенник, освященный единственной жертвой Христа Спасителя, на нем возносится только один единственный дар.

Жерт­венник курения есть символ молитв всей Церкви. Ведь ладан, аромат его курения — знак молитвы святых, кото­рая возносится перед лицом Бога. Об этом еще в древно­сти сказал царь Давид: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечер­няя» (Пс. 140, 2). Поэтому небесный жертвенник являет собою молитву, которую Христос приносит Своему Отцу от всей Церкви.

Когда же молитва не принимается Богом, дым ладана опускается. Помните, как жертва Каина была отвергнута и дым от жертвенника опустился вниз. Здесь же молитва поднимается к небесам. Недаром мы просим, чтобы Господь, приняв молитвы в небесный Свой жерт­венник, ниспослал нам взамен благодать Святого Духа. Молитвы возносятся на этот жертвенник руками Ангела, чтобы возносились они вместе с молитвами всех святых — поэтому Ангел Хранитель ставится над престолом каж­дого освященного православного храма.

64 Господь спаса­ет людей в Церкви, Он желает, чтобы люди пребывали в единстве между собой и в единстве со святыми, а един­ство проявляется в совместной молитве. И Ангелы соуча­ствуют с нами в жертвоприношении на Литургии и во всех наших молитвах. Кстати, Ангел возносит молитву всех мучеников, и мы видим плод их прошений — конец мира приближается по молитвам святых.

Мы привыкли про­сить о том, чтобы отдалить конец мира, а на небесах муче­ники молятся об обратном — чтобы он наконец-то насту­пил, чтобы справедливость восторжествовала на земле и была отмщена кровь невинно убиенных праведников. 114   «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Откр. 8, 4-5).

Молитвы мучени­ков были услышаны и приняты Богом. Он видит, что чис­ло праведников близко к полному, значит, наступает время суда, наступает время Бога. Именно Бог и только Он име­ет суверенное право мести, которая называется справед­ливым воздаянием. Те вещи, которые видит и описывает здесь апостол Иоанн, имеют параллели в Ветхом Завете.

Пророк Исаия видел восседающего на троне Бога, стоящих перед Ним Серафимов и «курение» молитв, наполняющих весь храм. Здесь же страшные курения наполнили весь храм, и Бог принял эту молитву. И как отдал повеление Ангелам Своим при гибели Иерусалима, так же будет и при гибели всего мира. Разрушение Иерусалима пророк Иезекииль описы­вает так: «И видел я, и вот на своде, который над главами Херу­вимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними.