Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И будет совершать Аарон очищение над рога­ 113   ми его однажды в год; кровью очистительной [жертвы] за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святы­ня великая у Господа» (Исх. 30, 3-10). Это жертвенник, освященный единственной жертвой Христа Спасителя, на нем возносится только один единственный дар.

Жерт­венник курения есть символ молитв всей Церкви. Ведь ладан, аромат его курения — знак молитвы святых, кото­рая возносится перед лицом Бога. Об этом еще в древно­сти сказал царь Давид: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечер­няя» (Пс. 140, 2). Поэтому небесный жертвенник являет собою молитву, которую Христос приносит Своему Отцу от всей Церкви.

Когда же молитва не принимается Богом, дым ладана опускается. Помните, как жертва Каина была отвергнута и дым от жертвенника опустился вниз. Здесь же молитва поднимается к небесам. Недаром мы просим, чтобы Господь, приняв молитвы в небесный Свой жерт­венник, ниспослал нам взамен благодать Святого Духа. Молитвы возносятся на этот жертвенник руками Ангела, чтобы возносились они вместе с молитвами всех святых — поэтому Ангел Хранитель ставится над престолом каж­дого освященного православного храма.

64 Господь спаса­ет людей в Церкви, Он желает, чтобы люди пребывали в единстве между собой и в единстве со святыми, а един­ство проявляется в совместной молитве. И Ангелы соуча­ствуют с нами в жертвоприношении на Литургии и во всех наших молитвах. Кстати, Ангел возносит молитву всех мучеников, и мы видим плод их прошений — конец мира приближается по молитвам святых.

Мы привыкли про­сить о том, чтобы отдалить конец мира, а на небесах муче­ники молятся об обратном — чтобы он наконец-то насту­пил, чтобы справедливость восторжествовала на земле и была отмщена кровь невинно убиенных праведников. 114   «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Откр. 8, 4-5).

Молитвы мучени­ков были услышаны и приняты Богом. Он видит, что чис­ло праведников близко к полному, значит, наступает время суда, наступает время Бога. Именно Бог и только Он име­ет суверенное право мести, которая называется справед­ливым воздаянием. Те вещи, которые видит и описывает здесь апостол Иоанн, имеют параллели в Ветхом Завете.

Пророк Исаия видел восседающего на троне Бога, стоящих перед Ним Серафимов и «курение» молитв, наполняющих весь храм. Здесь же страшные курения наполнили весь храм, и Бог принял эту молитву. И как отдал повеление Ангелам Своим при гибели Иерусалима, так же будет и при гибели всего мира. Разрушение Иерусалима пророк Иезекииль описы­вает так: «И видел я, и вот на своде, который над главами Херу­вимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними.

И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах» (Иез. 10, 1-2). Тогда так же, как и при конце мира, шесть Ангелов карали людей, а один — ставил на чело тех, кто проти­вился злу, знак Тав. Бог повелевает Ангелам сжечь город, Херувим входит, берет с жертвенника горящие угли — угли гнева Божиего — и передает их «человеку, одетому в льняную одежду».

Как и сказано: «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу» (Пс. 10, 6). На церковнославян­ском: «Одождит на грешники сети; огнь и жупел». Жупел — это сера. Сера и угли гнева Божиего падают на мир. И далее описывает пророк Иезекииль, как это происходит: «Херу­ 115   вимы же стояли по правую сторону дома65, когда вошел тот человек, и облако66 наполняло внутренний двор.

И поднялась сла­ва Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа. И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит. И когда Он дал повеление челове­ку, одетому в льняную одежду, сказав: „возьми огня между колеса­ми, между Херувимами", и когда он вошел и стал у колеса, — тогда из среды Херувимов один Херувим простер руку свою к огню, кото рый между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льня­ную одежду. Он взял и вышел» (Иез. 10, 3-7).

Дальше описыва­ется самая страшная из кар: Бог покидает Иерусалим, храм остается без благодати, теряет свою связь с Богом. Господь уходит и поднимается на Елеонскую гору, чтобы в дальней­шем вернуться обратно. В Апокалипсисе же решается судь­ба не одного города, а всего мира. Гнев Божий изливается на мир по молитвам праведников. И затем происходят «голоса и громы, и молнии и земле­трясение» (Откр. 8, 4-5).

Земля начинает трястись, она чувствует приближение гнева Божиего, и по всему миру прокатываются страшные катаклизмы, говорящие о при­ближающихся новых потоках гнева Божиего. «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились тру­бить. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, сме­шанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгоре­ла, и вся трава зеленая сгорела» (Откр. 8, 6-7).

Божия кара напоминает одну из казней египетских, которые имели место ранее, в богоборческом Египте. Теперь они пада­ют на третью часть земли, сгорает треть деревьев и вся трава. Эта кара Божия выборочна: Господь смешивает ее с милосердием и сжигает не все. Он дает время на пока­яние — 2/3 деревьев остаются. В Книге Исход есть очень похожее описание: «И сказал Господь Моисею: пойди к фарао 116   ну и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить [народ Мой] и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весь­ма тяжкая; и разделит Господь [в то время] между скотом Изра­ильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израи-левых не умрет ничего.

И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израи-левых не умерло ничего. Фараон послал [узнать], и вот, из [все­го] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего. Но сердце фара­оново ожесточилось, и он не отпустил народа. И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона [и рабов его]; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской.