Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах» (Иез. 10, 1-2). Тогда так же, как и при конце мира, шесть Ангелов карали людей, а один — ставил на чело тех, кто проти­вился злу, знак Тав. Бог повелевает Ангелам сжечь город, Херувим входит, берет с жертвенника горящие угли — угли гнева Божиего — и передает их «человеку, одетому в льняную одежду».

Как и сказано: «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу» (Пс. 10, 6). На церковнославян­ском: «Одождит на грешники сети; огнь и жупел». Жупел — это сера. Сера и угли гнева Божиего падают на мир. И далее описывает пророк Иезекииль, как это происходит: «Херу­ 115   вимы же стояли по правую сторону дома65, когда вошел тот человек, и облако66 наполняло внутренний двор.

И поднялась сла­ва Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа. И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит. И когда Он дал повеление челове­ку, одетому в льняную одежду, сказав: „возьми огня между колеса­ми, между Херувимами", и когда он вошел и стал у колеса, — тогда из среды Херувимов один Херувим простер руку свою к огню, кото рый между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льня­ную одежду. Он взял и вышел» (Иез. 10, 3-7).

Дальше описыва­ется самая страшная из кар: Бог покидает Иерусалим, храм остается без благодати, теряет свою связь с Богом. Господь уходит и поднимается на Елеонскую гору, чтобы в дальней­шем вернуться обратно. В Апокалипсисе же решается судь­ба не одного города, а всего мира. Гнев Божий изливается на мир по молитвам праведников. И затем происходят «голоса и громы, и молнии и земле­трясение» (Откр. 8, 4-5).

Земля начинает трястись, она чувствует приближение гнева Божиего, и по всему миру прокатываются страшные катаклизмы, говорящие о при­ближающихся новых потоках гнева Божиего. «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились тру­бить. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, сме­шанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгоре­ла, и вся трава зеленая сгорела» (Откр. 8, 6-7).

Божия кара напоминает одну из казней египетских, которые имели место ранее, в богоборческом Египте. Теперь они пада­ют на третью часть земли, сгорает треть деревьев и вся трава. Эта кара Божия выборочна: Господь смешивает ее с милосердием и сжигает не все. Он дает время на пока­яние — 2/3 деревьев остаются. В Книге Исход есть очень похожее описание: «И сказал Господь Моисею: пойди к фарао 116   ну и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить [народ Мой] и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весь­ма тяжкая; и разделит Господь [в то время] между скотом Изра­ильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израи-левых не умрет ничего.

И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израи-левых не умерло ничего. Фараон послал [узнать], и вот, из [все­го] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего. Но сердце фара­оново ожесточилось, и он не отпустил народа. И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона [и рабов его]; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской.

Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бро­сил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине вос­паления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Егип­тянах. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею.

И сказал Господь Моисею: зав­тра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совер­шил Мне служение; ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в серд­це твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле; ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, — вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которо­ 117   му подобного не было в Египте со дня основания его доныне; итак пошли собрать стада твои и все, что есть у тебя в поле: на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут.

Те из рабов фараоновых, которые убоя­лись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы; а кто не обратил сердца своего к слову Господню, тот оставил рабов своих и стада свои в поле. И сказал Господь Мои­сею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Еги­петскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Еги­петской.

И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую» (Исх. 9, 1-23). Град и огонь пришли вместе, но град не таял, а огонь не мог быть потушен. То же самое будет и в конце мира: град будет падать с небес, из-за пределов мира, из тех самых сокровищниц града и снега, которые были отделе­ны во второй день творения и находятся на третьем небе у Бога.

«Ибыл град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все дере­вья в поле поломал [град]; только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града. И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь [обо мне] Господу: пусть перестанут громы Божии и град [и огонь на земле]; и отпущу вас и не буду более удерживать» (Исх. 9, 24-28).

Будет падать кровавый град — пропитанный кровью — как наказание за кровь: вы проливали кровь, и теперь она будет падать вам на головы. Кровь, пролитая на земле, — это кровь пра­ведников, святых, новомучеников российских, всех муче­ников, убитых от начала времен. Она падает на убийц — тех, кто убийства одобряли или убивали сами. Как и было 118   сказано: если человек не исправляется, когда ему оказыва­ются благодеяния, то в наказание на его голову сыплются горящие угли.

«Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылаю­щая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живу­щих в море, и третья часть судов погибла» (Откр. 8, 8-9). Мож­но это место понять буквально: гора, пылающая огнем, — это астероид, падающий в море. А есть и иносказатель­ные толкования: кара Божия падает на тех людей, кото­рые живут в море житейском, живут по-мирски, и для них заканчивается судоходство, моря превращаются в кровь.