Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Люди, омрачившие свой разум темными делами и не желающие познать свет истины, не желающие узнать Бога, видеть Творца вселенной, достойны тьмы. Поэтому солнце, 120   луна и звезды омрачаются на треть — и день, и ночь еще мрачнее делаются. Вот такая кара. Тьма сгущается над миром в прямом смысле этого слова.

«И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на зем­ле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» (Откр. 8, 13). Еще осталось три возгласа трубы и три голоса — они нависают над этим миром. То, что будет происходить с людьми от голосов труб трех других Анге­лов, можно описать одним словом — «ужас».

Того, кто оби­тает на земле и живет по земным законам, ждут страдания. Горе и тем людям, которые к земле себя привязали и надеж­ду свою связали с этим миром. Великое, тройное горе ожи­дает людей от трех голосов Ангелов, а им надлежит вскоре вострубить. Христиане будут жить до самого конца мира, и многих из них все кары обойдут стороной. Известно, что христиане, которые доживут до конца мира, не умрут — они изменятся, преобразятся в одно мгновение при звуке последней трубы и в преображенных телах войдут в Цар­ство Божие.

Весь мир изменится, и если вы не живете зем­ным, дольним — вам бояться нечего. Церковь сохранится как место совершения Литургии, место, где приносится великая жертва Богу. 121 Г лава девятая «Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был- ей ключ от кладязя бездны» (Откр. 9, 1).

Удивительное, страшное видение начинается с того, что с неба после трубного голоса Ангела падает звезда. Она является образом денницы. Помните, как написано у еван­гелиста Луки: «Видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18). И мы действительно видим здесь, что звезда эта не простая: если предыдущая была похожа на метеорит­ные потоки, то в этом случае на землю падает один из тем­ных князей, имеющий ключ от великой бездны.

Вспомним, что после распятия Христа Спасителя и Его Воскресения из мертвых диавол скован, сила его ослаблена. Святитель Андрей Кесарийский говорил, что проповедь христиан и мученическая их кровь сковывает и сдерживает силу диа-вола. Так что у диавола очень плохое воспоминание, свя­занное с Крестным древом. Этим, кстати, объясняется тот факт, что самые большие искушения происходят на Кре­стопоклонной и Страстной неделях: диавол беснуется, так как Крест его чудовищно жжет.

А вот в конце времен князь тьмы постепенно освобождается, а затем освобождает и рой подчиненных ему злых духов. Эта страшная демони­ческая саранча свирепых духов мгновенно устремляется на землю, то есть насылается восьмая египетская казнь — нашествие саранчи диавольской. «Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладя-зя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух 122   от дыма из кладязя» (Откр. 9, 2).

Сама большая печь — это образ ада, поэтому и сказано, что брошены грешники в печь огненную (Ср.: Мф. 13, 42). Огненная печь — это символ адских мучений, которые предначинаются уже на земле. Среди царства отступников, заигрывавших с темными духами, наступает время тьмы: кого звали, те и пришли. Те люди, которые заигрывают с поднебесными силами, обя­зательно с ними встретятся.

И этим темным духам Бог дает власть мучить людей. Это извечный справедливый прин­цип Бога: хотели быть во тьме, жили во тьме, не захоте­ли Меня познать, тогда будете служить врагам Моим. Как говорится в Книге Второзакония: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недо­статке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что изму­чит тебя» (Втор. 28, 47-48).

«И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» (Откр. 9, 3). Дым, поднимающийся из бездны, напоминает нам то, что уви­дел Авраам на следующий день после явления ему Святой Троицы в Мамре. В эту самую ночь погибли Содом и Гомор-ра, и над образовавшейся долиной Мертвого моря под­нимался дым, как дым из огромной печи.

И вот такой же дым поднимется над землей в конце времен. Открывается дорога в бездну, выпускающую из себя темную силу, выпу­скающую саранчу — как напоминание о египетских каз­нях. В Книге Исход читаем: «И сказал Господь Моисею: вой­ди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь.

Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: 123   так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; а если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра [в это самое время] Я наведу саранчу на [всю] твою область: она покро­ет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас [все] оставшееся [на земле], уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле, и наполнит домы твои, домы всех рабов твоих и [все] домы всех Египтян, чего не видели отцы твои, ни отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня. [Моисей] обратился и вышел от фараона.

Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпу­сти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу свое­му; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет? И возврати­ли Моисея и Аарона к фараону, и [фараон] сказал им: пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет? И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Госпо­ду [Богу нашему].

[Фараон] сказал им: пусть будет так, Господь с вами!я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение!» (Исх. 10, 1-10). Диавол сейчас говорит людям: «Ходите в храмы, а детей не берите: вырастут — сами решат, ходить или нет». Подобная логика пытается возобладать на земле вот уже три с половиной тысячи лет, и сегодня ничто не поменялось.