Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Сама большая печь — это образ ада, поэтому и сказано, что брошены грешники в печь огненную (Ср.: Мф. 13, 42). Огненная печь — это символ адских мучений, которые предначинаются уже на земле. Среди царства отступников, заигрывавших с темными духами, наступает время тьмы: кого звали, те и пришли. Те люди, которые заигрывают с поднебесными силами, обя­зательно с ними встретятся.

И этим темным духам Бог дает власть мучить людей. Это извечный справедливый прин­цип Бога: хотели быть во тьме, жили во тьме, не захоте­ли Меня познать, тогда будете служить врагам Моим. Как говорится в Книге Второзакония: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недо­статке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что изму­чит тебя» (Втор. 28, 47-48).

«И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» (Откр. 9, 3). Дым, поднимающийся из бездны, напоминает нам то, что уви­дел Авраам на следующий день после явления ему Святой Троицы в Мамре. В эту самую ночь погибли Содом и Гомор-ра, и над образовавшейся долиной Мертвого моря под­нимался дым, как дым из огромной печи.

И вот такой же дым поднимется над землей в конце времен. Открывается дорога в бездну, выпускающую из себя темную силу, выпу­скающую саранчу — как напоминание о египетских каз­нях. В Книге Исход читаем: «И сказал Господь Моисею: вой­ди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь.

Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: 123   так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; а если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра [в это самое время] Я наведу саранчу на [всю] твою область: она покро­ет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас [все] оставшееся [на земле], уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле, и наполнит домы твои, домы всех рабов твоих и [все] домы всех Египтян, чего не видели отцы твои, ни отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня. [Моисей] обратился и вышел от фараона.

Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпу­сти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу свое­му; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет? И возврати­ли Моисея и Аарона к фараону, и [фараон] сказал им: пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет? И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Госпо­ду [Богу нашему].

[Фараон] сказал им: пусть будет так, Господь с вами!я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение!» (Исх. 10, 1-10). Диавол сейчас говорит людям: «Ходите в храмы, а детей не берите: вырастут — сами решат, ходить или нет». Подобная логика пытается возобладать на земле вот уже три с половиной тысячи лет, и сегодня ничто не поменялось.

Она звучит очень коварно и просто: «Не давайте детям приходить ко Христу, препят­ствуйте им». И в наши дни мы не раз слышим, например, что не нужно пускать Церковь в школу, даже «Основы пра­вославной культуры» не нужно преподавать, не говоря уже про «Закон Божий». Это делается вопреки словам Госпо­да. Но Бог с диаволом в диалог не вступает. И с фараоном тоже: «Нет: пойдите [одни] мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фараона.

Тог­ 124   да Господь сказал Моисею: простри руку твою на землю Египет­скую, и пусть нападет саранча на землю Египетскую и поест всю траву земную [и все плоды древесные], все, что уцелело от гра­да. И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, [продолжавшийся] весь тот день и всю ночь.

Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу. И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не быва­ло такой саранчи, и после сего не будет такой; она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву зем­ную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось ника­кой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Еги­петской.

Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; теперь про­стите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, что­бы Он только отвратил от меня сию смерть. [Моисей] вышел от фараона и помолился Господу. И воздвигнул Господь с против­ной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской.

Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых. И сказал Господь Моисею: про­стри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осяза­емая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.

Фараон призвал Моисея [и Аарона] и сказал: пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами. Но Моисей сказал: [нет,] дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему; пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу наше­му; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жерт­ 125   ву Господу [Богу нашему].

И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их» (Исх. 10, 11-27). «И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.