Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9, 4-6). Саранча, описанная в Апокалипсисе, чудовищна, она не трогает рас­тений, а вредит только людям, не имеющим печати Божи-ей. Как казни египетские касались только египтян и обхо­дили евреев стороной, так же и здесь кара Божия падает на тех людей, которые не запечатлены Духом Святым, не крещены.

Все люди, не запечатленные Богом, открыты для действий сил тьмы.67 И если христианин отказывает­ся от духовной жизни, он становится отступником, и эти кары так же имеют над ним власть. А дано саранче не уби­вать отступников, а только мучить пять месяцев, и муче­ния от нее подобны мучениям от укусов скорпиона. Это предсказание о саранче имеет параллель с Кни­гой пророка Иоиля: «Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших?

Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду: остав­шееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели чер­ви, а оставшееся от червей доели жуки. Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! Ибо пришел на землю Мою народ силь­ный и бесчисленный; зубы у него — зубы львиные, и челюсти у него — как у львицы.

Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоков­ницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее. Рыдай, как молодая жена, препоясавшись [вретищем], 126   о муже юности своей! Прекратилось хлебное приношение и возли­яние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох вино­градный сок, завяла маслина.

Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погиб­ла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завя­ла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посох­ли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло. Препояшьтесь [вретищем] и плачьте, священники! рыдайте, служители алта­ря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего!

ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу. О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего — веселье и радость?

Истлели зерна под глыбами своими, опустели житни­цы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли пото­ки вод, и огонь истребил пастбища пустыни» (Иоиль. 9, 2-20).

У пророка то же самое предсказание, что и в Апокалип­сисе: он сообщает о тех же самых чудовищных духах, кото­рые устроят великое опустошение на земле. Этот отрывок имеет два значения. Прежде всего, под духами тут подраз­умеваются злые духи, которые будут нападать на людей и мучить их в конце времен. Однако древние отцы Церк­ви толковали это пророчество еще и так.

Саранча — очень древнее насекомое, неоднократно упоминаемое в Вет­хом Завете. Именно саранча была одной из казней египет­ских. Человечество издревле страдало от этих насекомых. 127   Когда из Аравийской пустыни в VII веке вышел великий дракон — магометанство, то было его шествие — точно нашествие саранчи, несущей страшное истребление все­го и всех в мире.

68 Это было первое проявление тех злых духов. Причем эти духи будут мучить людей так, что те ста­нут искать смерти, но смерть убежит от них. Это страш­ное состояние, когда человек жаждет конца, но не нахо­дит его. «По виду своему саранча была подобна коням, приготовлен­ным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золо­тые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов» (Откр. 9, 7-8).

Некоторые святые отцы говорили, что это можно срав­нить с каким-то нашествием врагов, вознамерившихся разрушить всю христианскую цивилизацию. По виду они — как кони, приготовленные на войну, на головах у них как бы венцы, похожие на золотые. Эти венцы — награда удо­вольствия, которой обольщают их демоны. Ведь для пад­ших духов главным средством манипулирования людьми являются материальные блага и, прежде всего, деньги.

Бесы начинают с того, что затуманивают голову людей деньгами. «Лица у них — как человеческие». Гуманизм говорит, что мы все должны жить только по-человечески, что человек — это единственное существо во всей вселенной и им нуж­но все измерять, а все остальное — не так важно. «Волосы у них — как у женщин». Здесь подразумевается неистовый разврат, блуд, в том числе и противоестественный, стано­вящийся постепенно нормой жизни.

Состояние человека будет таким, что он будет думать о блуде и деньгах, изме­ряя все человеческими мерками. «Зубы у него, как у львов». Это значит, что люди, одоленные саранчой, станут жесто­кими и начнут пожирать друг друга. 128   «На ней были брони, как бы брони железные, а шум от кры­льев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.

Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (Откр. 9, 9-11). От саран­чи произойдет побоище. Начнется великая бойня, но она не будет приводить к гибели людей: оружие таково, что оно будет мучить, но не убивать. Только диавол может под­вигнуть людей на изобретение таких коварных, злодей­ских видов оружия.