Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

У пророка то же самое предсказание, что и в Апокалип­сисе: он сообщает о тех же самых чудовищных духах, кото­рые устроят великое опустошение на земле. Этот отрывок имеет два значения. Прежде всего, под духами тут подраз­умеваются злые духи, которые будут нападать на людей и мучить их в конце времен. Однако древние отцы Церк­ви толковали это пророчество еще и так.

Саранча — очень древнее насекомое, неоднократно упоминаемое в Вет­хом Завете. Именно саранча была одной из казней египет­ских. Человечество издревле страдало от этих насекомых. 127   Когда из Аравийской пустыни в VII веке вышел великий дракон — магометанство, то было его шествие — точно нашествие саранчи, несущей страшное истребление все­го и всех в мире.

68 Это было первое проявление тех злых духов. Причем эти духи будут мучить людей так, что те ста­нут искать смерти, но смерть убежит от них. Это страш­ное состояние, когда человек жаждет конца, но не нахо­дит его. «По виду своему саранча была подобна коням, приготовлен­ным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золо­тые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов» (Откр. 9, 7-8).

Некоторые святые отцы говорили, что это можно срав­нить с каким-то нашествием врагов, вознамерившихся разрушить всю христианскую цивилизацию. По виду они — как кони, приготовленные на войну, на головах у них как бы венцы, похожие на золотые. Эти венцы — награда удо­вольствия, которой обольщают их демоны. Ведь для пад­ших духов главным средством манипулирования людьми являются материальные блага и, прежде всего, деньги.

Бесы начинают с того, что затуманивают голову людей деньгами. «Лица у них — как человеческие». Гуманизм говорит, что мы все должны жить только по-человечески, что человек — это единственное существо во всей вселенной и им нуж­но все измерять, а все остальное — не так важно. «Волосы у них — как у женщин». Здесь подразумевается неистовый разврат, блуд, в том числе и противоестественный, стано­вящийся постепенно нормой жизни.

Состояние человека будет таким, что он будет думать о блуде и деньгах, изме­ряя все человеческими мерками. «Зубы у него, как у львов». Это значит, что люди, одоленные саранчой, станут жесто­кими и начнут пожирать друг друга. 128   «На ней были брони, как бы брони железные, а шум от кры­льев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.

Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (Откр. 9, 9-11). От саран­чи произойдет побоище. Начнется великая бойня, но она не будет приводить к гибели людей: оружие таково, что оно будет мучить, но не убивать. Только диавол может под­вигнуть людей на изобретение таких коварных, злодей­ских видов оружия.

«У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала» (Откр. 9, 10). При этом саранча будет иметь чудо­вищный вид. Некоторые предполагают, что она будет похожа на самолеты. Хвост ее, как свидетельствует про­рок Исаия, это правители, которые станут жалить людей, жалить своих же поданных, а научать их этому коварству будет саранча. Пять месяцев продлится бойня.

«Царем над собой она имела ангела бездны», то есть демо­на, имя которого по-еврейски — Аваддон. У Михаила Бул­гакова в романе «Мастер и Маргарита» описывается ангел бездны Абадонна — демон войны и смерти из свиты Волан-да. Имя Абадонна восходит к древнееврейскому Аваддон (разрушение, гибель — в переводе). Аваддон по-гречески — «Аполлион», Аполлон, являющийся духом-губителем, хозяином саранчи.

«Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя. Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золо­того жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шесто­му Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связан­ных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.

Число конного войска 129   было две тьмы тем; и я слышал число его» (Откр. 9, 12-16). Ангел Божий говорит, что кары Божии продолжаются. Сами Ангелы в страхе от тех кар, которые Бог продолжа­ет посылать на мир. «Голос от четырех рогов золотого жертвен­ника, стоящего пред Богом» (Откр. 9, 13). Перед Богом сто­ит жертвенник, куда поднимаются молитвы всех святых.

Жертвенник имеет по четыре рога по бокам — это знак силы, знак добра, охватывающего весь мир. И вот от одно­го из этих рогов исходят голоса мучеников, обращенные к Ангелу: они требуют наказать людей за их грехи. Соб­ственно говоря, все кары конца времен — результат изде­вательств над христианами в течение всей мировой исто­рии и итог молитв мучеников, которые постоянно просят об отмщении отступникам, богохульникам и убийцам, залившим невинной кровью всю землю.

И голос мучеников был услышан Богом — Он посыла­ет шестого Ангела, чтобы тот освободил духов, стоящих у реки Евфрат. Тех самых духов, которые связывали ветры. Почему река Евфрат имеет такое значение? Евфрат — это река в Турции, Сирии и Ираке. В Ираке в прошлом нахо­дился город Вавилон, где пытались построить Вавилон­скую башню. Земля эта в глазах Божиих является сердце­виной мирового зла.

Мировой кризис начнется с Ирака — Священное Писание прямо об этом говорит, называя район Междуречья. Иракские реки Тигр и Евфрат вытека­ют из Израиля.69 И поэтому сказано, что у великой реки Евфрат находятся четыре скованных злых духа, которые должны поднять мятежников, идущих с Востока. Иоанн видит, как освобождают четырех Ангелов для того, чтобы умертвить третью часть земли.