Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

А сколько у нас якобы христиан, которые дома держат всякие амулеты или домовых подкармливают.71 «И не покаялись они в убий­ствах своих, чародействе своем». В греческом тексте употре­бляется слово φαρμάκων (лекарство, зелье, снадобье, отра­ва, яд), переведенное на русский язык как «чародейство, чары».

Слово «фармакон» можно перевести и словом «нар­комания», то есть общение со злыми духами при помощи химических, наркотических средств. Чародейство очень часто было связано с наркотиками. Шаманы на Чукотке и в Латинской Америке употребляли для транса галлюци­ногенные грибы. Недаром Церковь категорически запре­щает наркотики, потому что таким образом человек всту­пает в контакт с темными силами.

132 Г лава десятая «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, обле­ченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его, как столпы огненные» (Откр. 10, 1). Неза­долго до наступления последнего, седьмого трубного голо­са Иоанн Богослов становится свидетелем одного из вели­чайших откровений.

Ему является Ангел, подобный Самому Христу. Некоторые толкователи говорят, что это Сам Христос является в виде вестника конца мира, обле­ченного облаком, и радуга — над головой Его. То есть этот Ангел — во славе Божией, и слава Божия исходит из Него. Это признак того, что Божия слава воцарится на земле при конце мира, когда Спаситель придет на облаках небесных, всегда окружающих Его.

Мы ведь знаем, что слава Божия в виде облака являлась во время странствий по пустыне израильского народа, а также во время освящения Храма Соломонова, и на горе Фавор — везде Господь был окружен неким облаком, отражающим непостижимые Божествен­ные тайны, Его светоносную силу, превосходящую всякое человеческое представление. Глядя сквозь это облако, мы видим нечто светящееся и прекрасное — это явление Божи-ей славы как результат контакта Бога с материальным миром.

Ведь когда Божественное и материальное, земное соприкасаются, то земное начинает кипеть от избытка сла­вы и силы Господа. И вместе с тем — это знак непостижимо­сти существа Бога. Человек никогда своими силами не узна­ет и не познает ни тайны Бога, ни тайн будущего века... 133   Кроме того, на облаках небесных христиане всех вре­мен слетятся ко Христу.

Это будет, в буквальном смысле, последний Вселенский Собор, собрание всех христиан, которых Ангелы понесут на встречу с Творцом. «Илице его как солнце» (Откр. 10, 1). Христос являет ту славу, которая откроется всем людям в конце времен. Как Господь сказал: « Тогда праведники воссияют, как солнце, в Цар­стве Отца их» (Мф. 13, 43). Апостол Иоанн уже видит нача­ло конца времен, и когда седьмая труба возгласит, совер­шится великая тайна Бога, о которой Он говорил Своим рабам — пророкам.

Это тайна прославления людей, тай­на сияющих людей, пронизанных светом изнутри и пото­му светящихся, как солнце. Какая разница между Моисеем и Христом? И Моисей светился, и Христос излучал свет. Но у Моисея светилась только кожа лица, потому что Бог с ним говорил, и Божий свет отражался, запечатлеваясь на коже пророка. А Христос светился изнутри.

Все свя­тые и праведники будут светиться, как солнце после кон­ца мира, светом, делающим людей святыми, но пока от нас сокрытым. Он становится доступен тем, кто прошел тай­ное посвящение, то есть Крещение и Миропомазание, ког­да внутрь человека входит тайная жизнь Бога. Так что есть уже сегодня люди, которые могут принять Бога внутрь себя — это христиане, в Причастии принимающие настоящую Плоть и Кровь Христа.

Тем самым они становятся богами и постепенно начинают внутренне светиться. А в момент пришествия Господа то, что сокрыто у людей внутри, вос­сияет и станет явным. Более того, после Второго Прише­ствия тела людей исполнятся силой. Помните, как гово­рит апостол Павел, что тело немощное восстает в силе: «При воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетле­нии; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, вос­стает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное.

Есть 134   тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15, 42-44). Дело в том, что Воскресение — это явление предельной Божией силы, которая вливается в людей. «И ноги его как столпы огненные» (Откр. 10, 1). Ноги подобны столбам пламенным, то есть весь человек прони­зан светом, пламенем. И две ноги, стоящие одна на море, другая на суше, говорят о предстоящем преображении всей вселенной: и море, и суша — все будет охвачено Боже­ственным огнем.

Именно поэтому Ангел является в таком виде. Кстати, в древности у входа в Храм Соломонов сто­яли два столба, символизирующие, с одной стороны, буду­щее преображение вселенной, с другой стороны, Ветхий и Новый Заветы, которые дал Бог. «В руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул гром­ким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими» (Откр. 10, 2-3).

Откры­тая книга — исходящее от Бога откровение, данное Иоан­ну. Рычание льва — это знак царственности, ведь Христос называется львом из колена Иудина. И вот слышен Его рык, страшный голос, — страшный для всех тех, кто дер­жится нечистых дел и грязных помыслов. Как говорил пророк Амос: «Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?» (Ам. 3, 8).

Сло­во Божие сотрясает, преображает человека, оно не дает ему оставаться прежним, оно изменяет все. Семь громов, которые проговорили, — это семь Вселенских Соборов, открывших тайну Единого Бога, пришедшего во плоти. На Вселенских Соборах обсуждалась тайна Триединства Божиего. Второй Собор говорил о том, что Христос при­нял человеческий ум и обладал разумной душой.