Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Это тайна прославления людей, тай­на сияющих людей, пронизанных светом изнутри и пото­му светящихся, как солнце. Какая разница между Моисеем и Христом? И Моисей светился, и Христос излучал свет. Но у Моисея светилась только кожа лица, потому что Бог с ним говорил, и Божий свет отражался, запечатлеваясь на коже пророка. А Христос светился изнутри.

Все свя­тые и праведники будут светиться, как солнце после кон­ца мира, светом, делающим людей святыми, но пока от нас сокрытым. Он становится доступен тем, кто прошел тай­ное посвящение, то есть Крещение и Миропомазание, ког­да внутрь человека входит тайная жизнь Бога. Так что есть уже сегодня люди, которые могут принять Бога внутрь себя — это христиане, в Причастии принимающие настоящую Плоть и Кровь Христа.

Тем самым они становятся богами и постепенно начинают внутренне светиться. А в момент пришествия Господа то, что сокрыто у людей внутри, вос­сияет и станет явным. Более того, после Второго Прише­ствия тела людей исполнятся силой. Помните, как гово­рит апостол Павел, что тело немощное восстает в силе: «При воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетле­нии; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, вос­стает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное.

Есть 134   тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15, 42-44). Дело в том, что Воскресение — это явление предельной Божией силы, которая вливается в людей. «И ноги его как столпы огненные» (Откр. 10, 1). Ноги подобны столбам пламенным, то есть весь человек прони­зан светом, пламенем. И две ноги, стоящие одна на море, другая на суше, говорят о предстоящем преображении всей вселенной: и море, и суша — все будет охвачено Боже­ственным огнем.

Именно поэтому Ангел является в таком виде. Кстати, в древности у входа в Храм Соломонов сто­яли два столба, символизирующие, с одной стороны, буду­щее преображение вселенной, с другой стороны, Ветхий и Новый Заветы, которые дал Бог. «В руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул гром­ким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими» (Откр. 10, 2-3).

Откры­тая книга — исходящее от Бога откровение, данное Иоан­ну. Рычание льва — это знак царственности, ведь Христос называется львом из колена Иудина. И вот слышен Его рык, страшный голос, — страшный для всех тех, кто дер­жится нечистых дел и грязных помыслов. Как говорил пророк Амос: «Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?» (Ам. 3, 8).

Сло­во Божие сотрясает, преображает человека, оно не дает ему оставаться прежним, оно изменяет все. Семь громов, которые проговорили, — это семь Вселенских Соборов, открывших тайну Единого Бога, пришедшего во плоти. На Вселенских Соборах обсуждалась тайна Триединства Божиего. Второй Собор говорил о том, что Христос при­нял человеческий ум и обладал разумной душой.

Третий — о том, что Христос есть Бог и вместе с тем — Человек. Чет­вертый Собор утвердил, что Христос является и Богом, 135   и Человеком, и что человеческая природа при Богово-площении не уничтожена. Пятый — что Воплощение Хри­ста уникально, что Божество в Спасителе подчинило себе человечество, но не уничтожило его; Христос стал чело­веком в определенный момент, а не когда-то в древности, и никакого переселения душ никогда не было.

Шестой Все­ленский Собор говорил, что у Христа две воли — и Боже­ственная, и человеческая. И, наконец, седьмой Собор объя­вил, что Христос стал настоящим Человеком, поэтому Его можно изображать. Цель всех Вселенских Соборов одна — постижение тайны Христа. Это великая тайна львиного рыка, который возвестил Ангел по воле Отца Небесного. «И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего» (Откр. 10, 4). Почему «скрой»?

Потому что Вселенским Соборам над­лежало раскрыться в истории. Господь не захотел, что­бы Церковь жила в тепличных условиях, Он вывел ее, как воинский отряд, как армию. Недаром один из древних гимнов говорит, что Христос — великий Небесный Импе­ратор, выводящий Свои победоносные войска на сокруше­ние сил тьмы. И царь Соломон в Книге Песнь Песней ска­зал, что Церковь, Невеста Христова, прекрасна, как луна и грозна, как штыки со знаменами: «Блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (Песн. 6, 10).

Так что Церковь представля­ет собой великие полки Бога, поражающие сатану. Ей над­лежало сразиться, она провела семь сражений и победила. Победила все ереси, собрав силы Святого Духа на Собо­ры, и именно во время диспутов раскрылось откровение Божие. Поэтому Иоанну и было повелено это откровение, услышанное и понятое им, запечатать, пока оно не раскро­ется в истории.

136   «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Кото­рый сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершит­ся тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим проро­кам» (Откр. 10, 5-7).

В греческом подлиннике написано не «поднял руку свою к небу», а «погрузил правую руку в вершину небес». Моисей говорил: «Внимай, небо, я буду говорить; и слу­шай, земля, слова уст моих» (Втор. 32, 1), то есть: будь внима­тельным, небо, я буду говорить. И когда Бог через проро­ка Исаию изрекает: «Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гне­ва Его» (Ис. 13, 13)

, — как раз и видно, что все мировые сти­хии призываются к откровению величайшей тайны Бога. Но если Моисей и Исаия обличали народ, то Ангелы воз­вещают конец заступничества. «И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10, 6). Тот, Кто живет сквозь все поколения, сквозь все тысячелетия, Кто все держит в Своих могущественных руках, потому что все из Его рук вышло, сделает так, что время остановится, наступит вечность.