Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Третий — о том, что Христос есть Бог и вместе с тем — Человек. Чет­вертый Собор утвердил, что Христос является и Богом, 135   и Человеком, и что человеческая природа при Богово-площении не уничтожена. Пятый — что Воплощение Хри­ста уникально, что Божество в Спасителе подчинило себе человечество, но не уничтожило его; Христос стал чело­веком в определенный момент, а не когда-то в древности, и никакого переселения душ никогда не было.

Шестой Все­ленский Собор говорил, что у Христа две воли — и Боже­ственная, и человеческая. И, наконец, седьмой Собор объя­вил, что Христос стал настоящим Человеком, поэтому Его можно изображать. Цель всех Вселенских Соборов одна — постижение тайны Христа. Это великая тайна львиного рыка, который возвестил Ангел по воле Отца Небесного. «И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего» (Откр. 10, 4). Почему «скрой»?

Потому что Вселенским Соборам над­лежало раскрыться в истории. Господь не захотел, что­бы Церковь жила в тепличных условиях, Он вывел ее, как воинский отряд, как армию. Недаром один из древних гимнов говорит, что Христос — великий Небесный Импе­ратор, выводящий Свои победоносные войска на сокруше­ние сил тьмы. И царь Соломон в Книге Песнь Песней ска­зал, что Церковь, Невеста Христова, прекрасна, как луна и грозна, как штыки со знаменами: «Блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (Песн. 6, 10).

Так что Церковь представля­ет собой великие полки Бога, поражающие сатану. Ей над­лежало сразиться, она провела семь сражений и победила. Победила все ереси, собрав силы Святого Духа на Собо­ры, и именно во время диспутов раскрылось откровение Божие. Поэтому Иоанну и было повелено это откровение, услышанное и понятое им, запечатать, пока оно не раскро­ется в истории.

136   «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Кото­рый сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершит­ся тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим проро­кам» (Откр. 10, 5-7).

В греческом подлиннике написано не «поднял руку свою к небу», а «погрузил правую руку в вершину небес». Моисей говорил: «Внимай, небо, я буду говорить; и слу­шай, земля, слова уст моих» (Втор. 32, 1), то есть: будь внима­тельным, небо, я буду говорить. И когда Бог через проро­ка Исаию изрекает: «Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гне­ва Его» (Ис. 13, 13)

, — как раз и видно, что все мировые сти­хии призываются к откровению величайшей тайны Бога. Но если Моисей и Исаия обличали народ, то Ангелы воз­вещают конец заступничества. «И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10, 6). Тот, Кто живет сквозь все поколения, сквозь все тысячелетия, Кто все держит в Своих могущественных руках, потому что все из Его рук вышло, сделает так, что время остановится, наступит вечность.

После конца мира поток времени иссякнет, а сотворенные Богом существа будут жить в Божественной вечности. Как же возможно некое вневременное движение, раз­витие? Это выше нашего понимания. Однако это развитие есть — таково откровение Божие, хотя здесь мы и наталки­ваемся на стену собственного непонимания. Хотя, с дру­гой стороны, мы в некоторой степени и причастны этой тайне, потому что иначе, если бы наша душа не чувствова­ла вечности, мы бы не могли осознать время, не могли бы над ним подняться.

То есть нашей душе дан залог вечности, 137   подсознательное ощущение вечности. И бывают такие осо­бо важные моменты, когда время как бы сжимается, про­летает мгновенно, а бывает наоборот: оно как бы и вовсе останавливается.72 Это напоминание о том, что мы дей­ствительно войдем в вечность, как и обещал Ангел, что мы вступим во вневременную жизнь Бога.

Многим христиа­нам известно, что в особые моменты внимательной молит­вы Бог нас зовет к Себе и мы теряем ощущение времени. Особенно часто это происходит тогда, когда человек при­чащается Тела и Крови Господней. Получив прощения гре­хов, мы как бы покидаем это время и чувствуем прикосно­вение вечности. Это удивительное состояние, прекрасней которого нет ничего на свете.

Но это лишь прикоснове­ние к истинной вечности, которая наступит после конца мира, как обещано нам Живущим в века веков, Сотворив­шим небо и всех существ в нем, море и всех его обитате­лей, землю и всех, жительствующих на ней. Великий Ангел обещал, что во дни, когда возгласит голос седьмой трубы, совершится тайна Бога, как Господь и говорил Своим рабам — пророкам.

Тайна Бога совершит­ся, то есть раскроется. Тот удивительный процесс, кото­рый сейчас идет, тот великий заговор, который реализу­ет на планете великая Святая Троица, прорвется сквозь путы материи. И тогда раскроется во всей ослепительно­сти та тайна Бога, что до времени скрытым образом разво­рачивалась в этом мире. И Причастие имеет прямое отно­шение к этой тайне — это ее сердцевина.

Явление Господа во плоти на земле — это сердцевина тайны Бога, тайны, зародившейся в момент творения. К ней шли древние про­роки, праведники, к ней шла с самого начала вся мировая история, история Израильского и других народов — к этой великой тайне Боговоплощения. И сейчас она охватыва­ет все новые и новые поколения, все новые и новые наро­ 138   ды в лице Церкви, которая есть Тело Христово, соединя­ющее в единое целое все народы земли.

Таким образом, тайна Бога продолжает раскрываться, но пока еще оста­ется нераскрытой. А когда придет время, вострубит седь­мой Ангел — и эта тайна воплотится в жизнь. Суть Еванге­лия именно в ее открытии, откровении, поэтому Господь и говорил: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). Царство Божие, присутствующее на земле, постепен­но распространяется, охватывает все новые и новые стра­ны и территории.