Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Из-за чего, собственно, земля перепол­няется возмущениями? Из-за того, что князь мира сего не хочет распространения Царства Небесного. Происхо­дят «родовые схватки» новой вселенной, поэтому к кон­цу времен и случится столько катастроф. И Дух Святой является на земле настолько, насколько люди могут Его принять. Он всемогущ и может остановить время в любой момент.

Но Дух Святой проявляет Себя не явно, Он про­изводит тайную работу, запланированную за пределами времени и реализующуюся сейчас в мировом процессе. Часто ли вы слышите в новостях о том, как разворачива­ется тайна Бога? Нет. И это не случайно, потому что это действительно тайна. Как о сатанинской тайне — о масон­ском заговоре — обычно не рассказывают по телевизо­ру, так не рассказывают и о тайне Бога — она еще боль­ше сокрыта от людей.

Бог даже сатанинский заговор использует как один из инструментов для реализации Своей воли, поскольку Он даже зло оборачивает добры­ми последствиями. «И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку.

Он сказал мне: возьми и съешь 139   ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр. 10, 8-10). Книж­ка — это особое откровение Божие. Подобное открове­ние ранее было дано пророку Иезекиилю — ему явился тот же Ангел, что позднее беседовал с Иоанном Богосло­вом: «Такое было видение подобия славы Господней.

Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.74 И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поста­вил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне.175 И Он ска­зал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израи-левым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня.

И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: „так говорит Господь Бог!„ Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человече­ский, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тер­нами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бой­ся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы.

Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду гово­рить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе.76 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развер­нул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и сна­ружи, и написано на нем: „плач, и стон, и горе". И сказал мне: сын человеческий!

съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напи­тай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, 140   который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Он сказал мне: сын человеческий!

встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами» (Иез. 2 1-10; 3 1-4). В Откровении мы видим не пересказ древнего проро­чества — просто Один и Тот же Бог дает одинаковое откро­вение двум людям: пророку Иезекиилю и апостолу Иоан­ну. Иоанну Богослову Он дает откровение на новом уровне — на новом уровне знаний, до которого человек самостоя­тельно никогда не смог бы дойти.

Причем откровение это, слово Божие, как бы вкушается, то есть это некая пища для души. Только при чтении слова Божиего или во время молитвы возникает настоящее ощущение сытости — душа насыщается, и явления Святого Духа вызывают неземную сладость у человека. Итак, Иоанн получает новый уровень откровения, слово Божие, действующее изнутри, бьющее ключом из сердца.

Поэтому и написано, что книжка вхо­дит в него через уста. Дело в том, что слово «книжка» по-гречески звучит как «библия», то есть та книжка, которую вкушает апостол, проявит себя через Священное Писание. Заметьте, что у Иоанна и у Иезекииля от нее одинаковое ощущение: сначала сладость на устах, из-за того, что пре­красно соприкосновение со словом Божиим; но потом — горечь во внутренностях. Почему горечь?

Потому что Бог дает понять, какие бедствия Он готовит для вселенной. Горько, скорбно Иоанну от того, что страшная беда грядет на весь мир. Он увидел то, о чем будет проповедовать даль­ше, — явление антихриста в мире. И от этого стало горько во чреве его. «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр. 10, 11).

Есть два варианта толкования этих слов, и, возможно, они взаимодополняющие. Первое таково: речь здесь идет о том, что Иоанну будет дано изведать новые откровения 141   о судьбах всех народов, всех племен, то есть таким обра­зом предсказывается появление дальнейших откровений. Второе толкование: апостол Иоанн жив до сих пор во пло­ти, он не умер, и Господь в теле забрал его из этого мира.

Так что это место Апокалипсиса часто понимают так: апо­столу Иоанну надлежит вновь явиться на землю и проро­чествовать, как и сказано в Писании, «о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр. 10, 11). То есть ему как вест­нику последнего откровения надлежит возвестить Еванге­лие Царства в конце мира. Что будет с ним дальше, точ­но знает только Дух Святой, но есть два предположения на этот счет.