Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напи­тай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, 140   который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Он сказал мне: сын человеческий!

встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами» (Иез. 2 1-10; 3 1-4). В Откровении мы видим не пересказ древнего проро­чества — просто Один и Тот же Бог дает одинаковое откро­вение двум людям: пророку Иезекиилю и апостолу Иоан­ну. Иоанну Богослову Он дает откровение на новом уровне — на новом уровне знаний, до которого человек самостоя­тельно никогда не смог бы дойти.

Причем откровение это, слово Божие, как бы вкушается, то есть это некая пища для души. Только при чтении слова Божиего или во время молитвы возникает настоящее ощущение сытости — душа насыщается, и явления Святого Духа вызывают неземную сладость у человека. Итак, Иоанн получает новый уровень откровения, слово Божие, действующее изнутри, бьющее ключом из сердца.

Поэтому и написано, что книжка вхо­дит в него через уста. Дело в том, что слово «книжка» по-гречески звучит как «библия», то есть та книжка, которую вкушает апостол, проявит себя через Священное Писание. Заметьте, что у Иоанна и у Иезекииля от нее одинаковое ощущение: сначала сладость на устах, из-за того, что пре­красно соприкосновение со словом Божиим; но потом — горечь во внутренностях. Почему горечь?

Потому что Бог дает понять, какие бедствия Он готовит для вселенной. Горько, скорбно Иоанну от того, что страшная беда грядет на весь мир. Он увидел то, о чем будет проповедовать даль­ше, — явление антихриста в мире. И от этого стало горько во чреве его. «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр. 10, 11).

Есть два варианта толкования этих слов, и, возможно, они взаимодополняющие. Первое таково: речь здесь идет о том, что Иоанну будет дано изведать новые откровения 141   о судьбах всех народов, всех племен, то есть таким обра­зом предсказывается появление дальнейших откровений. Второе толкование: апостол Иоанн жив до сих пор во пло­ти, он не умер, и Господь в теле забрал его из этого мира.

Так что это место Апокалипсиса часто понимают так: апо­столу Иоанну надлежит вновь явиться на землю и проро­чествовать, как и сказано в Писании, «о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр. 10, 11). То есть ему как вест­нику последнего откровения надлежит возвестить Еванге­лие Царства в конце мира. Что будет с ним дальше, точ­но знает только Дух Святой, но есть два предположения на этот счет.

Первое заключается в том, что Иоанн Бого­слов умрет от рук антихриста и, следовательно, выпьет последнюю чашу двенадцати апостолов, из которых все стали мучениками, за исключением Иоанна. Второе пред­положение такое: он вообще не умрет и будет преображен, обновлен в день явления Иисуса Христа во плоти. Однако это тайна, которую мы не можем открыть, а лишь можем делать предположения.

Но абсолютно точно одно: с еван­гелистом Иоанном мы вполне можем скоро встретиться. 142 Г лава одиннадцатая «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» (Откр. 11, 1). Иоанну говорится об одном великом задании, которое он обязан выполнить — снова выйти на пророче­ский путь.

Кто дал посох Иоанну, мы не знаем, но, скорее всего, речь идет о Господе. Иоанн Богослов как бы оказал­ся в том времени, в каком ему предстоит жить — в самом конце времен. И ему было приказано измерять посохом Храм Божий, жертвенник и людей, поклоняющихся в Хра­ме. Видимо, здесь указывается на тайное действие, кото­рым должен будет заниматься евангелист при приближе­нии поры антихриста.

Чтобы понять, о чем идет речь, нужно вспомнить, как был устроен храм Божий во време­на Ветхого Завета и во времена Нового Завета и каков пер­вообраз его на небе. Храм Божий состоит из трех частей: Святая Святых, святилище и двор. Святая Святых — это престол, святи­лище — основная часть храма, а двор — это притвор, где находятся оглашенные, то есть некрещеные, и кающиеся — отлученные от Причастия.

Сейчас в святилище молят­ся все христиане, а в ветхозаветные времена там имели право молиться только священники, тогда как все осталь­ные могли входить только во двор (в притвор). А в Свя­тая Святых входил только первосвященник, причем лишь один раз в год. И вот Иоанну Богослову велено измерить людей, входящих во святилище, и жертвенник. Что значит 143   измерить их?

Это значит проверить тех людей, которые являются храмом Божиим. Апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы» (1 Кор. 3, 16-17). И в другом месте: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6, 19).

Таким образом, все христиане, которые находятся в Церкви Божией, составляют единый Храм, единый Дом Божий (это тоже одно из названий Церкви). И все креще­ные люди являются священниками Бога — Господь соделал всех христиан царями и священниками, чтобы они прино­сили Ему жертву на жертвеннике своего сердца, и жертва эта — вся их жизнь. Ведь главное дело священников — жерт­воприношение.