Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Первое заключается в том, что Иоанн Бого­слов умрет от рук антихриста и, следовательно, выпьет последнюю чашу двенадцати апостолов, из которых все стали мучениками, за исключением Иоанна. Второе пред­положение такое: он вообще не умрет и будет преображен, обновлен в день явления Иисуса Христа во плоти. Однако это тайна, которую мы не можем открыть, а лишь можем делать предположения.

Но абсолютно точно одно: с еван­гелистом Иоанном мы вполне можем скоро встретиться. 142 Г лава одиннадцатая «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» (Откр. 11, 1). Иоанну говорится об одном великом задании, которое он обязан выполнить — снова выйти на пророче­ский путь.

Кто дал посох Иоанну, мы не знаем, но, скорее всего, речь идет о Господе. Иоанн Богослов как бы оказал­ся в том времени, в каком ему предстоит жить — в самом конце времен. И ему было приказано измерять посохом Храм Божий, жертвенник и людей, поклоняющихся в Хра­ме. Видимо, здесь указывается на тайное действие, кото­рым должен будет заниматься евангелист при приближе­нии поры антихриста.

Чтобы понять, о чем идет речь, нужно вспомнить, как был устроен храм Божий во време­на Ветхого Завета и во времена Нового Завета и каков пер­вообраз его на небе. Храм Божий состоит из трех частей: Святая Святых, святилище и двор. Святая Святых — это престол, святи­лище — основная часть храма, а двор — это притвор, где находятся оглашенные, то есть некрещеные, и кающиеся — отлученные от Причастия.

Сейчас в святилище молят­ся все христиане, а в ветхозаветные времена там имели право молиться только священники, тогда как все осталь­ные могли входить только во двор (в притвор). А в Свя­тая Святых входил только первосвященник, причем лишь один раз в год. И вот Иоанну Богослову велено измерить людей, входящих во святилище, и жертвенник. Что значит 143   измерить их?

Это значит проверить тех людей, которые являются храмом Божиим. Апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы» (1 Кор. 3, 16-17). И в другом месте: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6, 19).

Таким образом, все христиане, которые находятся в Церкви Божией, составляют единый Храм, единый Дом Божий (это тоже одно из названий Церкви). И все креще­ные люди являются священниками Бога — Господь соделал всех христиан царями и священниками, чтобы они прино­сили Ему жертву на жертвеннике своего сердца, и жертва эта — вся их жизнь. Ведь главное дело священников — жерт­воприношение.

И если в Ветхом Завете это могли совер­шать только избранные, то есть только потомки Аарона, то сейчас это делают все христиане. Иначе мы бы не мог­ли причащаться — ведь раньше, в Ветхом Завете, священ­ные жертвы были доступны только священникам. Сейчас жертва — Тело и Кровь Христа — доступна всем христиа­нам, поэтому они и участвуют в священнодействии, и упо­требляют просфоры, и вкушают Святое Причастие.

Это, конечно, не значит, что в Церкви нет иерархического свя­щенства. Но иерархическое священство — это уже другое: это апостольское служение в рамках единого Храма. Но на то, чтобы быть священниками Богу, миропомазаны все христиане. Именно поэтому Православная Церковь никог­да не отрицала и не могла отрицать всеобщего священства всех христиан.

Однако при этом она понимала, что в рам­ках единой Церкви есть разные дары: есть дар апостоль­ский — дар управления, дар исцеления и другие дары Свя­того Духа. Дар же священства — общий дар всех христиан. Это дар приношения своей жизни в жертву Богу. 144   Итак, Иоанну приказано всех измерить жезлом. Про­фессор богословия Александр Павлович Лопухин так это объясняет: «Первое, в чем выразилось пророческое слу­жение Иоанна, было данное ему поручение измерить храм.

Ему была дана трость, но кем, Иоанн и сам в своем возвышенно-напряженном состоянии не приметил: она как бы сама собой оказалась в руке тайнозрителя. Голос, очевидно принадлежавший Самому Господу, повелевает Иоанну встать, что равнялось призыву начать неотлож­ное действие и могло означать: начни, начинай. Сооб­разно с этим призывом Иоанн сейчас же должен начать измерение храма Божия.

Это измерение имеет смысл опи­сания, определения границ с целью сохранения и сооб­щения неприкосновенности измеренному и описанному предмету. Измерению подлежит первее всего самый храм, т. е. святое святых и святилище, а также жертвенник все­сожжения, который взят вместо того пространства, где он помещался, т. е. двора для народа. Наконец предметом измерения должны быть также и поклоняющиеся в хра­ме. Под поклоняющимися (во святом святых и святили­ще)

разумеются только лица священнического достоин­ства. Поэтому измерение храма нужно лишь постольку, поскольку чрез это выясняется мысль измерения покло­няющихся. А мысль или цель этого измерения та (ср. 2 ст.), чтобы отделить и отличить их от других людей, — отделить Церковь Христову от антихристианского мира. 1. Эти другие люди имеются в виду во 2 стихе под внешним двором, который был предназначен для простых моля- 77 щихся и для прозелитов77.

Внешний двор не повелевает­ся измерять потому, что он отдан по попущению Божию на попирание язычниками. Язычники это — все люди, не принадлежащие к числу истинных почитателей Госпо­да Бога. Попирание язычниками, т. е. неверующими и без­ 145   божниками, Божиего храма следует относить ко времени антихриста, и оно означает вместе и разрушение, и опу­стошение, и осквернение святых мест, действия, тесно связанные с боговраждебностью, чем и будет отличаться время антихриста. 2.