Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И если в Ветхом Завете это могли совер­шать только избранные, то есть только потомки Аарона, то сейчас это делают все христиане. Иначе мы бы не мог­ли причащаться — ведь раньше, в Ветхом Завете, священ­ные жертвы были доступны только священникам. Сейчас жертва — Тело и Кровь Христа — доступна всем христиа­нам, поэтому они и участвуют в священнодействии, и упо­требляют просфоры, и вкушают Святое Причастие.

Это, конечно, не значит, что в Церкви нет иерархического свя­щенства. Но иерархическое священство — это уже другое: это апостольское служение в рамках единого Храма. Но на то, чтобы быть священниками Богу, миропомазаны все христиане. Именно поэтому Православная Церковь никог­да не отрицала и не могла отрицать всеобщего священства всех христиан.

Однако при этом она понимала, что в рам­ках единой Церкви есть разные дары: есть дар апостоль­ский — дар управления, дар исцеления и другие дары Свя­того Духа. Дар же священства — общий дар всех христиан. Это дар приношения своей жизни в жертву Богу. 144   Итак, Иоанну приказано всех измерить жезлом. Про­фессор богословия Александр Павлович Лопухин так это объясняет: «Первое, в чем выразилось пророческое слу­жение Иоанна, было данное ему поручение измерить храм.

Ему была дана трость, но кем, Иоанн и сам в своем возвышенно-напряженном состоянии не приметил: она как бы сама собой оказалась в руке тайнозрителя. Голос, очевидно принадлежавший Самому Господу, повелевает Иоанну встать, что равнялось призыву начать неотлож­ное действие и могло означать: начни, начинай. Сооб­разно с этим призывом Иоанн сейчас же должен начать измерение храма Божия.

Это измерение имеет смысл опи­сания, определения границ с целью сохранения и сооб­щения неприкосновенности измеренному и описанному предмету. Измерению подлежит первее всего самый храм, т. е. святое святых и святилище, а также жертвенник все­сожжения, который взят вместо того пространства, где он помещался, т. е. двора для народа. Наконец предметом измерения должны быть также и поклоняющиеся в хра­ме. Под поклоняющимися (во святом святых и святили­ще)

разумеются только лица священнического достоин­ства. Поэтому измерение храма нужно лишь постольку, поскольку чрез это выясняется мысль измерения покло­няющихся. А мысль или цель этого измерения та (ср. 2 ст.), чтобы отделить и отличить их от других людей, — отделить Церковь Христову от антихристианского мира. 1. Эти другие люди имеются в виду во 2 стихе под внешним двором, который был предназначен для простых моля- 77 щихся и для прозелитов77.

Внешний двор не повелевает­ся измерять потому, что он отдан по попущению Божию на попирание язычниками. Язычники это — все люди, не принадлежащие к числу истинных почитателей Госпо­да Бога. Попирание язычниками, т. е. неверующими и без­ 145   божниками, Божиего храма следует относить ко времени антихриста, и оно означает вместе и разрушение, и опу­стошение, и осквернение святых мест, действия, тесно связанные с боговраждебностью, чем и будет отличаться время антихриста. 2.

Время господства боговраждебных людей будет продолжаться 42 месяца. Это число несколь­ко раз повторяется в Апокалипсисе (9, 3; 12, 6, 14; 13, 5; ср. Дан. 7, 25; 12, 7), указывает на период времени деятель­ности антихриста и, согласно с мнением Православной Церкви, является периодом определенным не только для Божиего Промысла, но и для людей, т. е.

именно так, как и сказано: 42 месяца или 3 года. Видение измерения хра­ма и поклоняющихся в нем говорит о выделении Христи­анской Церкви, общества истинных христиан из осталь­ного общества. Таким образом, святой город Иерусалим, в видении, представляет собою весь мир; храм же Божий — общество верующих в Иисуса Христа. Этот внутренний храм, внутренняя церковь, т. е.

общество истинно верую­щих, будет окончательно выделена; истинные христиане будут поклоняться Богу Духом и истиною. Истинные хри­стиане, будучи истинными священниками (1 Петр. 2, 9), будут иметь доступ к Богу как истинные дети в доме Божи-ем, как истинные священники во святилище. 3. Внешний двор храма, т. е. неверующий и нечестивый мир, вместо церковного и христианского руководства отдает себя под руководство своих безбожных представителей.

Они-то и будут попирать внешний двор храма, т. е. будут уничто­жать все святое и христианское в душе и жизни подчинив­шегося им грешного человечества. И это будет продол­жаться все 42 месяца господства антихриста, до самого Второго пришествия». В момент пришествия антихриста люди, не храня­щие утвержденных Церковью догматов, ему поклонят­ 146   ся, они выпадут из Церкви естественным образом.

Выпа­дут из Церкви те, кто не хранит неповрежденным Символ веры, не знает его или прибавляет к нему что-либо от себя, или, наоборот, выкидывает из него что-то. Такой человек оказывается в глазах Божиих чужим для Церкви. Поэтому и сказано: «Измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющих­ся в нем» (Откр. 11, 1), измерь жертвенник — Православную Церковь.

Вера должна проявлять себя через жертвенную любовь, как говорит апостол Иаков: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас ска­жет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2, 15-16). То есть если твоя вера не подтверждается твоими делами, ты ока­жешься чужим в Судный День.

Поэтому диавол и ведет сей­час войну против милостыни — при введении электронных денег станет практически невозможно подавать милосты­ню нуждающимся, и в духовном смысле это очень страш­но. Можно подать милостыню с кредитной карточки? Можно, но очень сложно! Милостыня и благотворитель­ность, конечно, сохранятся, но враг попытается сделать их неподъемными, тяжелыми для исполнения — именно в этом все его коварство.