Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Что касается цели измерения жертвенника, тут есть очень интересный оттенок смысла. Это описано у проро­ка Иезекииля: «В двадцать пятом году по переселении нашем, в начале года, в десятый [день] месяца, в четырнадцатом году по разрушении города, в тот самый день была на мне рука Госпо­да, и Он повел меня ту да. В видениях Божиих привел Он меня в землю Израилеву и поставил меня на весьма высокой горе, и на ней, с южной стороны, были как бы городские здания; и при­вел меня туда.

И вот муж, которого вид как бы вид блестящей меди, и льняная вервь в руке его и трость измерения, и стоял он у ворот. И сказал мне этот муж: „сын человеческий! смотри гла­ 147   зами твоими и слушай ушами твоими, и прилагай сердце твое ко всему, что я буду показывать тебе, ибо ты для того и приве­ден сюда, чтоб я показал тебе [это]; все, что увидишь, возвести дому Израилеву".

И вот, вне храма стена со всех сторон [его], и в руке того мужа трость измерения в шесть локтей, [считая каж­дый локоть] в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость толщины и одну трость вышины» (Иез. 40, 1-5). И дальше описывается, как он измерял весь город Иеру­салим и святилище Храма. Пророк Иезекииль делал изме­рения тщательно, ибо городу предстояло быть воссоздан­ным по плану Бога.

И Иоанн Богослов измеряет всех людей этой же тростью небесной. Это, в свою очередь, означает, что город Церкви Божией будет воссоздан из этих разва­лин, восстановлен после страшного запустения и станет вечным городом. Вся Церковь соберется в великий веч­ный город, и святилище Божие явится во всей своей пол­ноте на земле, когда наступит вечное царство.

«А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр. 11, 2). Почему велено не измерять двор хра­ма? Потому что время внешних закончилось, как говорит Господь. К моменту прихода антихриста миссия Церкви будет завершена, Евангелие будет проповедано всем наро­дам земли.

Проповедь Церкви будет обращена уже не к язычникам, а только к одному народу на земле — еврейско­му. Внешний двор Храма, притвор, будет отдан язычникам — тем людям, которые не захотели до воцарения антихри­ста прийти ко Христу. Они уже не смогут прийти к Нему никогда, потому что время заканчивается, двери закрыва­ются, как и во дни Всемирного потопа: люди ели, пили, женились, выходили замуж, пока не вошел Ной в ковчег и Бог не закрыл за ним дверь, и пришел потоп, истребив­ший всех.

Так и в конце времен, после того, как двери 148   будут закрыты, двор Церкви — внешнее убранство Церкви — будет отдан язычникам на попрание. Они станут топтать его и разгромят все внешние святыни (все храмы). Все пра­вославные храмы будут захвачены, враг станет глумиться над святынями, над мощами святых.

Это продлится сорок два месяца, то есть три с половиной года. Здесь речь идет о времени последнего врага — антихриста. Святая Евха­ристия, конечно, сохранится до конца мира, но она будет совершаться в подполье. Как была катакомбная Церковь в начале, такой она будет и в конце. Иоанну сказано: «Внешний храм исключи». А те, кто не захотел войти вовремя, для Бога станут отбросами: они не хотели знать Бога, и Он отбрасывает их вон, потому что время истекло.

Святой город Иерусалим станет центром зла в тече­ние сорока двух месяцев, потому что царство сатаны, цар­ство антихриста будет располагаться вокруг этого горо­да, поставленного в центре мира по Промыслу Божиему, по Его великой воле. Так что мировое зло в конце времен воцарится в самом центре мира. Господь, говоря о послед­них временах, предсказывал, что на святом месте люди увидят мерзость запустения.

Великое разделение конца времен начнется с воца­рением антихриста. И все образы Апокалипсиса станут реальностью. Недаром Писание говорит о том, что анти­христу Бог позволит прийти на землю для того, чтобы произошло последнее разделение. Он выявит сердечные желания людей. Как говорил святитель Андрей Кесарий-ский, если бы люди сказали, что не поверили Христу, пото­му что чудес не бывает, им было бы хоть какое-то оправда­ние, а так как они поверили антихристу из-за его ложных чудес, они останутся безответными на Страшном Суде.

78 Разделение конца времен — это часть домостроительства 149   Божиего, часть строительства Царства Бога. Вместо разру­шенных храмов в конце концов возникнет единый живой Храм Бога — Святая Церковь, в которой Господь будет оби­тать уже без зданий, поскольку в них уже не будет нужды. «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчество­вать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вре-тище» (Откр. 11, 3).

Два свидетеля будут одеты в одежду плача, в мешковину, по-гречески — «саккос». Один из них, Илия, при жизни ходил в одежде, сшитой из грубого вер­блюжьего волоса, в знак покаяния, в знак того, что Бог возмущен страшными беззакониями, творящимися в этом мире. Ведь Господь не является какой-то безучастной силой, Он совершенно не безразличное существо.

Бог смо­трит, как люди себя ведут, и возмущается их беззакониями. И знаком этого возмущения, знаком гнева Божиего и явля­ется одежда двух свидетелей Его, свидетельствующих сло­вом и делом о воле Господа. Эти свидетели — Илия и Енох — начнут с дел праведности, с чудес, их слово будет под­тверждено делом. Они посланы призывать людей к покая­нию и к Крещению.

«Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Откр. 11, 4). Очень часто люди не понимают этого стиха. Действительно, сложно его понять, не зная Священного Писания. В Книге пророка Захарии описы­вается это самое видение, открывшееся апостолу Иоан­ну: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и про будил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь?