Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Это продлится сорок два месяца, то есть три с половиной года. Здесь речь идет о времени последнего врага — антихриста. Святая Евха­ристия, конечно, сохранится до конца мира, но она будет совершаться в подполье. Как была катакомбная Церковь в начале, такой она будет и в конце. Иоанну сказано: «Внешний храм исключи». А те, кто не захотел войти вовремя, для Бога станут отбросами: они не хотели знать Бога, и Он отбрасывает их вон, потому что время истекло.

Святой город Иерусалим станет центром зла в тече­ние сорока двух месяцев, потому что царство сатаны, цар­ство антихриста будет располагаться вокруг этого горо­да, поставленного в центре мира по Промыслу Божиему, по Его великой воле. Так что мировое зло в конце времен воцарится в самом центре мира. Господь, говоря о послед­них временах, предсказывал, что на святом месте люди увидят мерзость запустения.

Великое разделение конца времен начнется с воца­рением антихриста. И все образы Апокалипсиса станут реальностью. Недаром Писание говорит о том, что анти­христу Бог позволит прийти на землю для того, чтобы произошло последнее разделение. Он выявит сердечные желания людей. Как говорил святитель Андрей Кесарий-ский, если бы люди сказали, что не поверили Христу, пото­му что чудес не бывает, им было бы хоть какое-то оправда­ние, а так как они поверили антихристу из-за его ложных чудес, они останутся безответными на Страшном Суде.

78 Разделение конца времен — это часть домостроительства 149   Божиего, часть строительства Царства Бога. Вместо разру­шенных храмов в конце концов возникнет единый живой Храм Бога — Святая Церковь, в которой Господь будет оби­тать уже без зданий, поскольку в них уже не будет нужды. «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчество­вать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вре-тище» (Откр. 11, 3).

Два свидетеля будут одеты в одежду плача, в мешковину, по-гречески — «саккос». Один из них, Илия, при жизни ходил в одежде, сшитой из грубого вер­блюжьего волоса, в знак покаяния, в знак того, что Бог возмущен страшными беззакониями, творящимися в этом мире. Ведь Господь не является какой-то безучастной силой, Он совершенно не безразличное существо.

Бог смо­трит, как люди себя ведут, и возмущается их беззакониями. И знаком этого возмущения, знаком гнева Божиего и явля­ется одежда двух свидетелей Его, свидетельствующих сло­вом и делом о воле Господа. Эти свидетели — Илия и Енох — начнут с дел праведности, с чудес, их слово будет под­тверждено делом. Они посланы призывать людей к покая­нию и к Крещению.

«Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Откр. 11, 4). Очень часто люди не понимают этого стиха. Действительно, сложно его понять, не зная Священного Писания. В Книге пророка Захарии описы­вается это самое видение, открывшееся апостолу Иоан­ну: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и про будил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь?

И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал 150   мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.

Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зороваве-лю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, гово­рит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: „благодать, благодать на нем!„ И было ко мне сло­во Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам.

Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с пра­вой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, кото­рые через две золотые трубочки изливают из себя золото?

И ска­зал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Госпо­ду всей земли» (Зах. 4, 1-4). Перед Господом стоят и изливают в светильник благо­дать некие двое, оправдывающие существование челове­чества. Эти двое помазаны Богом, помазаны Божествен­ной благодатью — даром пророчества.

Они стоят сейчас перед Богом от лица всей земли и своими молитвами под­держивают ее существование, потому они и названы мас­линами. Через них милость Божия изливается на мир: как из маслин вытекает оливковое масло, так из их молитв, из их добрых дел изливается милость на весь мир. Это два великих святых, еще во времена пророка Захарии стояв­ших перед лицом Бога и ходатайствовавших.

Как вы дума­ете, они в теле ходатайствовали или без тела? В теле, пото­му что умерший человек не может ходатайствовать ни за кого. Это пророки Енох и Илия, которые живыми были взяты на небо. Енох всегда имел Бога перед своими глаза­ 151   ми и все делал, чтобы угодить Ему, за это и оказался выше смерти. Илия горел огненной ревностью по Богу, ходил перед Господом, служил Ему и потому вознесся на огнен­ной колеснице на небо — не умирая, во плоти.

Молит­вы этих святых наполняют семисвечник, благодаря их молитвам Дух Божий пребывает в этом мире. И вот эти двое светильников, горящих огнем Божественной ревно­сти, приходят на землю в конце времен, чтобы пропове­довать покаяние. Они живут, как жили древние, допотоп­ные патриархи уже много тысяч лет. И придут на землю, чтобы явить последнее предложение милосердия, пропо­ведь Божию, возвращающую людей к Богу. После этого поток милосердия иссякнет.