Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал 150   мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.

Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зороваве-лю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, гово­рит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: „благодать, благодать на нем!„ И было ко мне сло­во Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам.

Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с пра­вой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, кото­рые через две золотые трубочки изливают из себя золото?

И ска­зал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Госпо­ду всей земли» (Зах. 4, 1-4). Перед Господом стоят и изливают в светильник благо­дать некие двое, оправдывающие существование челове­чества. Эти двое помазаны Богом, помазаны Божествен­ной благодатью — даром пророчества.

Они стоят сейчас перед Богом от лица всей земли и своими молитвами под­держивают ее существование, потому они и названы мас­линами. Через них милость Божия изливается на мир: как из маслин вытекает оливковое масло, так из их молитв, из их добрых дел изливается милость на весь мир. Это два великих святых, еще во времена пророка Захарии стояв­ших перед лицом Бога и ходатайствовавших.

Как вы дума­ете, они в теле ходатайствовали или без тела? В теле, пото­му что умерший человек не может ходатайствовать ни за кого. Это пророки Енох и Илия, которые живыми были взяты на небо. Енох всегда имел Бога перед своими глаза­ 151   ми и все делал, чтобы угодить Ему, за это и оказался выше смерти. Илия горел огненной ревностью по Богу, ходил перед Господом, служил Ему и потому вознесся на огнен­ной колеснице на небо — не умирая, во плоти.

Молит­вы этих святых наполняют семисвечник, благодаря их молитвам Дух Божий пребывает в этом мире. И вот эти двое светильников, горящих огнем Божественной ревно­сти, приходят на землю в конце времен, чтобы пропове­довать покаяние. Они живут, как жили древние, допотоп­ные патриархи уже много тысяч лет. И придут на землю, чтобы явить последнее предложение милосердия, пропо­ведь Божию, возвращающую людей к Богу. После этого поток милосердия иссякнет.

Как и говорит об этом Книга пророка Малахии (это, кстати, последние слова канони­ческих книг Ветхого Завета): «Ибо вот, придет день, пыла­ющий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тель­цы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.

Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обра­тит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 1-6). Отцы — это иудеи, дети — это христиане.

У иудеев-отступников сердца обратятся к христианству, и христиане не будут более опасаться их, потому что проклятье Божие будет снято с иудеев. И, таким образом, этот древний народ, 152   который некогда был с Богом, а потом отступил, вернет­ся к Нему, как и было обещано в Писании. «И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту» (Откр. 11, 5).

Повторится то, что делал Илия, когда к нему приходили посланники царя Аха-ва. Об этом говорит Четвертая книга Царств: «И послал к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди. И отвечал Илия, и сказал пятидесятни­ку: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попа­лит тебя и твой пятидесяток.

И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его. И послал к нему царь другого пятидесятни­ка с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! так сказал царь: сойди скорее. И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его.

И еще послал в третий раз пятидесятника с его пятидесятком. И поднялся, и пришел пятидесятник тре­тий, и пал на колена свои пред Илиею, и умолял его, и говорил ему: человек Божий! да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих — сих пятидесяти — пред очами твоими; вот, сошел огонь с неба, и попалил двух пятидесятников прежних с их пятиде­сятками; но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими!

И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю. И сказал ему: так гово­рит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзеву-ла, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, — с постели, на которую ты лег, не сой­дешь с нее, но умрешь. И умер он по слову Господню, которое изрек Илия» (4 Цар. 1, 9-17).