Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Как и говорит об этом Книга пророка Малахии (это, кстати, последние слова канони­ческих книг Ветхого Завета): «Ибо вот, придет день, пыла­ющий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тель­цы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.

Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обра­тит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 1-6). Отцы — это иудеи, дети — это христиане.

У иудеев-отступников сердца обратятся к христианству, и христиане не будут более опасаться их, потому что проклятье Божие будет снято с иудеев. И, таким образом, этот древний народ, 152   который некогда был с Богом, а потом отступил, вернет­ся к Нему, как и было обещано в Писании. «И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту» (Откр. 11, 5).

Повторится то, что делал Илия, когда к нему приходили посланники царя Аха-ва. Об этом говорит Четвертая книга Царств: «И послал к нему пятидесятника с его пятидесятком. И он взошел к нему, когда Илия сидел на верху горы, и сказал ему: человек Божий! царь говорит: сойди. И отвечал Илия, и сказал пятидесятни­ку: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попа­лит тебя и твой пятидесяток.

И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его. И послал к нему царь другого пятидесятни­ка с его пятидесятком. И он стал говорить ему: человек Божий! так сказал царь: сойди скорее. И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его.

И еще послал в третий раз пятидесятника с его пятидесятком. И поднялся, и пришел пятидесятник тре­тий, и пал на колена свои пред Илиею, и умолял его, и говорил ему: человек Божий! да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих — сих пятидесяти — пред очами твоими; вот, сошел огонь с неба, и попалил двух пятидесятников прежних с их пятиде­сятками; но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими!

И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю. И сказал ему: так гово­рит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзеву-ла, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, — с постели, на которую ты лег, не сой­дешь с нее, но умрешь. И умер он по слову Господню, которое изрек Илия» (4 Цар. 1, 9-17).

Вот пример того, как Илия поражал огнем. Так же, в буквальном смысле, он и в будущем будет поражать огнем, который по его слову попалит всех тех, 153   кто выступит против Бога. Это делает Господь, чтобы пре­кратить разговоры о том, что у каждого есть право на свое мнение об истине. Право на свое мнение автоматически превратится в прерогативу стать кучкой пепла.

«Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Откр. 11, 6). Илия Фесвитя-нин сказал: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17, 1).

Точно так же будет и в конце времен: по слову того же Илии небо затворится и дождя не будет. Он будет повелевать всеми стихиями мира по воле Творца, чтобы посрамить тех людей, которые считают себя хозяе­вами всего на земле. «И имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Откр.11, 6).

Моисею в Египте Бог дает право повелевать всеми стихиями для того, чтобы наводить кары Божии на землю. Мы понимаем, что это пока еще лишь наказа­ния. Наказание от кары отличается тем, что при наказа­нии есть возможность покаяться, когда же приходит кара, такой возможности уже нет. «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выхо­дящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Откр. 11, 7).

Это произойдет, когда закончится время их свидетельства, а завершится оно тем, что к Богу обратят­ся евреи и последние из язычников (те, кто захочет обра­титься). Илия посылается к евреям, которые его до сих пор ждут: когда они совершают обрезание, то каждый раз ставят отдельную табуретку для Илии пророка; в празд­ник Пасхи (Пейсах) евреи ставят специальный стул — для него же.

Илия придет и будет их обличать в том, что они 154   посмели не поверить в истинного Мессию. А к кому же придет Енох? Он придет к своим потомкам из других наро­дов, которые еще захотят услышать слово Господа. Таким образом, через этих пророков Господь соберет последний остаток, и Церковь завершит свою миссию.

Когда людей словом уже невозможно будет привлечь, будет использо­ван более убедительный аргумент: огонь, язвы и другие наказания. «Зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Откр. 11, 7). Что это за зверь? Чуть далее мы увидим подробное описание трех великих зверей. Зверь из бездны — это антихрист. Он зверь — по своей звер­ской, нечеловеческой жестокости, а из бездны, потому что вся сила его — от Люцифера.