Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Вот пример того, как Илия поражал огнем. Так же, в буквальном смысле, он и в будущем будет поражать огнем, который по его слову попалит всех тех, 153   кто выступит против Бога. Это делает Господь, чтобы пре­кратить разговоры о том, что у каждого есть право на свое мнение об истине. Право на свое мнение автоматически превратится в прерогативу стать кучкой пепла.

«Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Откр. 11, 6). Илия Фесвитя-нин сказал: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17, 1).

Точно так же будет и в конце времен: по слову того же Илии небо затворится и дождя не будет. Он будет повелевать всеми стихиями мира по воле Творца, чтобы посрамить тех людей, которые считают себя хозяе­вами всего на земле. «И имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Откр.11, 6).

Моисею в Египте Бог дает право повелевать всеми стихиями для того, чтобы наводить кары Божии на землю. Мы понимаем, что это пока еще лишь наказа­ния. Наказание от кары отличается тем, что при наказа­нии есть возможность покаяться, когда же приходит кара, такой возможности уже нет. «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выхо­дящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Откр. 11, 7).

Это произойдет, когда закончится время их свидетельства, а завершится оно тем, что к Богу обратят­ся евреи и последние из язычников (те, кто захочет обра­титься). Илия посылается к евреям, которые его до сих пор ждут: когда они совершают обрезание, то каждый раз ставят отдельную табуретку для Илии пророка; в празд­ник Пасхи (Пейсах) евреи ставят специальный стул — для него же.

Илия придет и будет их обличать в том, что они 154   посмели не поверить в истинного Мессию. А к кому же придет Енох? Он придет к своим потомкам из других наро­дов, которые еще захотят услышать слово Господа. Таким образом, через этих пророков Господь соберет последний остаток, и Церковь завершит свою миссию.

Когда людей словом уже невозможно будет привлечь, будет использо­ван более убедительный аргумент: огонь, язвы и другие наказания. «Зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Откр. 11, 7). Что это за зверь? Чуть далее мы увидим подробное описание трех великих зверей. Зверь из бездны — это антихрист. Он зверь — по своей звер­ской, нечеловеческой жестокости, а из бездны, потому что вся сила его — от Люцифера.

Бог попустит ему лично убить этих пророков для того, чтобы они запечатлели свои сви­детельства собственной кровью и как мученики получили свою славу и награду. «И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр. 11, 8). Это город центра мира — Иерусалим, духов­но он сейчас называется «Содом и Египет».

Потому что по развращенности своей этот город стал новым Содомом, а по богоборчеству — новым Египтом времен фараона, упорно восстававшего против Бога. В Иерусалиме Господь наш распят — в этом, собственно, и проявилось отступни­чество этого города. Когда бываешь в Иерусалиме, очень явно чувствуешь напряженность: с одной стороны, в этом городе присутствует удивительная сила Божией благода­ти, а с другой — потрясающая ненависть.

Там как бы все сразу: храм Божий, а в двух шагах от него — мерзость, сто­ящая на месте святом, мечеть Омара, находящаяся на Хра­мовой горе. На этой горе раньше Богу приносили жертву, а сейчас там совершаются нечистые жертвоприношения 155   мусульманами. В этом великом городе, прямо на улице, будут лежать трупы двух пророков, и не дадут их погре­бать.

Некоторые спрашивают, каким образом время про­поведи этих пророков может совпадать со временем анти­христа? Но ведь никто не говорит, что они придут в день воцарения антихриста. Они придут раньше, чтобы пре­дотвратить совращение антихристом всех верных, кото­рые еще могут быть спасены. Господь и тогда, во время гибели мира, даст возможность избавления тем, кто захо­чет ею воспользоваться.

«И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы» (Откр. 11, 9). То есть христи­ане будут делать попытки похоронить пророков, но «мно­гие из народов» не позволят им. Есть очень интересное объ­яснение этого момента. Современные люди недоумевают: как же многие народы будут смотреть на трупы пророков?

Я думаю, будет организована прямая телевизионная транс­ляция по какому-нибудь каналу, например CNN 79 . И эти три с половиной дня, на протяжении которых тела Илии и Еноха будут лежать на улице, есть образ трех с полови­ной страшных лет, которые предстоит пережить Церкви. После этого она будет обновлена. «И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучи­ли живущих на земле.

Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и вели­кий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услыша­ли они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр. 11, 10-12). Люди друг друга будут поздравлять, посылать подарки, веселиться.