Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
Великий праздник радости настанет у всех, ярмарки по всей земле развернутся: 156 наконец-то, пророки, которые мучили живущих на земле, живущих земными заботами, убиты! Они их мучили не столько язвами, наказаниями Божиими, сколько словом. И это слово наконец-то умолкло — об этом и будет радость. Так же в Книге премудрости Соломона радовались нечестивцы, что Соломон, наконец, стал таким же, как они, что он пал.
«Но после трех с половиной дней вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них» (Откр. 11, 11). Дух Святой, животворящий, войдет в тела пророков, и прямо во время прямой трансляции, перед глазами всех людей, они будут воскрешены Богом, встанут на ноги свои. Страх и ужас тогда нападет на всех, видевших это.
«И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр. 11, 12). Как и говорит царь Давид в Книге Псалмов: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне», то есть: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих» (Пс. 22, 5). Приготовили для меня трапезу перед лицом тех, кто сражается со мной и нападает на меня.
То есть перед лицом всех рабов Божиих Господь явит Свою силу, показав, что наступает время Воскресения мертвых. Илия и Енох воскреснут уже в преображенной плоти и будут вознесены на облаках небесных. На тех самых облаках, на которых потом будут вознесены все люди, вернее, все христиане, и понесутся на встречу с Господом. «И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.
Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе гром 157 кие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр. 11, 13-19). Писание говорит, что страшное землетрясение поразит Иерусалим, и самые ярые злодеи, семь тысяч человек, погибнут.
Эти семь тысяч будут наказаны за радость об убийстве праведников. А если перевести это место буквально, то семь тысяч — это полнота. Оставшиеся же в живых увидят кару Божию, которая падет на злодеев за убийства людей и за одобрение убийств. Святой Иоанн видел, как на небе открылся Ковчег Заветов Божиих, а это говорит о начале великого собирания народа Божия вокруг Господа, чтобы вступить им в Царство Божие.
Иоанн Богослов слышал голос седьмой трубы, возвестившей, что наступило Царство Бога, что Он воцарился и принял Свою власть. 158 Г лава двенадцатая «И явилось на Небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12, 1). Иоанн Богослов видит, ради кого Господь вступает во власть, ради кого наступает конец мира; его взору предстает явление, объясняющее цель существования мироздания.
Жена — это образ святой Церкви, причем очень распространенный в Священном Писании образ. Не случайно апостол Павел говорит, что союз мужа и жены — это прообраз Христа и святой Церкви. Церковь является вечной женой Христа. Главное предназначение жены — это дети, так что Церковь «рождает» Христу детей от семени, которым является слово Божие. Поэтому апостол Петр и говорит, что «семя есть слово Божие» (Лк. 8, 11).
Христос дает Свое слово Церкви, она в ответ рождает Ему детей, то есть детей Божиих. Рождение это происходит в святой Купели, а развитие, возрастание, цель которого — попасть на небеса, происходит благодаря жизни в Церкви. Образ Церкви как жены описан в Книге Песни Песней царя Соломона: «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей.
Увидели ее девицы, и - превознесли ее, царицы и наложницы, и - восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень 159 долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?
Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего» (Песн. 6, 8-12). Здесь Церковь описана как некая девица, единственная жена, которая прекрасней всех цариц, наложниц, то есть других религиозных организаций, пытающихся «присоседиться» к Богу. Господь говорит, что у Него есть одна единственная Царица, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, и светлая, как солнце, но и грозная, как полки со знаменами.
Это тот самый образ, который видит Иоанн Богослов: он видит Церковь во славе ее. Она облечена в солнце праведности, одета во Христа, Который есть Солнце правды. Как и сказано было у пророка Малахии: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал. 4, 2).
Христос есть вечное Солнце праведности, и Он одевает Церковь — Собою. Человек, крестившийся во Христа, одевается в Него, как в одежду, потому что Господь, как великая, прекрасная одежда, облекает Церковь ризою света, делая ее светоносной. Стоит, и под ногами Ее луна — это знак изменяющегося мира, поскольку луна то убывает, то растет. Что еще имеется в виду под этими словами?