Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Иоанн Богослов слышал голос седьмой трубы, возвестившей, что наступило Царство Бога, что Он воцарился и принял Свою власть. 158 Г лава двенадцатая «И явилось на Небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадца­ти звезд» (Откр. 12, 1). Иоанн Богослов видит, ради кого Господь вступает во власть, ради кого наступает конец мира; его взору предстает явление, объясняющее цель существования мироздания.

Жена — это образ святой Церкви, причем очень распространенный в Священном Писании образ. Не случайно апостол Павел говорит, что союз мужа и жены — это прообраз Христа и святой Церк­ви. Церковь является вечной женой Христа. Главное пред­назначение жены — это дети, так что Церковь «рождает» Христу детей от семени, которым является слово Божие. Поэтому апостол Петр и говорит, что «семя есть слово Божие» (Лк. 8, 11).

Христос дает Свое слово Церкви, она в ответ рождает Ему детей, то есть детей Божиих. Рожде­ние это происходит в святой Купели, а развитие, возраста­ние, цель которого — попасть на небеса, происходит бла­годаря жизни в Церкви. Образ Церкви как жены описан в Книге Песни Пес­ней царя Соломона: «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей.

Увидели ее девицы, и - превознесли ее, цари­цы и наложницы, и - восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как пол­ки со знаменами?Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень 159   долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцве­ли ли гранатовые яблоки?

Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего» (Песн. 6, 8-12). Здесь Церковь описана как некая девица, единствен­ная жена, которая прекрасней всех цариц, наложниц, то есть других религиозных организаций, пытающих­ся «присоседиться» к Богу. Господь говорит, что у Него есть одна единственная Царица, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, и светлая, как солнце, но и гроз­ная, как полки со знаменами.

Это тот самый образ, кото­рый видит Иоанн Богослов: он видит Церковь во славе ее. Она облечена в солнце праведности, одета во Хри­ста, Который есть Солнце правды. Как и сказано было у пророка Малахии: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал. 4, 2).

Христос есть вечное Солнце праведности, и Он одева­ет Церковь — Собою. Человек, крестившийся во Христа, одевается в Него, как в одежду, потому что Господь, как великая, прекрасная одежда, облекает Церковь ризою света, делая ее светоносной. Стоит, и под ногами Ее луна — это знак изменяющегося мира, поскольку луна то убы­вает, то растет. Что еще имеется в виду под этими слова­ми?

Имеется в виду, что Церковь выше мира, ведь «под ногами ее» — луна. Двенадцать звезд, венчающие Цер­ковь, — это двенадцать апостолов Христовых. У проро­ка Даниила сказано: «Разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 3). Это, собственно, и сбылось. Две­надцать апостолов — это двенадцать звезд Христа, кото­рые вечно светят над твердью Бога.

Они — корона и сла­ва Церкви Божией; они — тот венец, та награда, которую Христос возложил на Свою невесту. 160   «Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12, 2). Церковь всегда страдает и мучается, рождая новых детей, причем она пребывает в муках родовых схва­ток постоянно, потому что находится над временем.

80 Ведь ее цель — из человека тленного сделать человека нетленно­го, из смертного сделать бессмертного. Она переделыва­ет людей, рождает для Бога детей. Апостол Павел говорил: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изо­бразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19). Итак, Церковь мучает­ся, пока человек не станет праведным, святым.

Невеста Христова страдает о каждом из своих детей, потому что каждый согрешающий человек наносит боль всей Церкви Божией, усиливает ее муки. И об этом же говорит и пророк Исаия: «Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали» (Ис. 26, 18). То есть страдание, порождающее детей Божи-их, было предсказано еще древними пророками. С какого момента начинаются роды?

С момента Кре­щения, когда человек рождается от воды и от Святого Духа, и начинается процесс его духовного возрастания. Заметь­те, ведь всякий начинает идти хорошо, а потом его враг сбивает: приходят сомнения, человека начинает заносить в разные стороны, и Церковь от этого, конечно же, муча­ется. Почему? Когда христианин грешит, Ангел Божий на небесах плачет о нем, ведь грех христианина несравним с грехом того, кто не является членом Церкви.

Одно дело, когда грешит дитя Божие, а другое — когда нерадивый раб, от которого ничего другого ждать и не нужно и которому ничего, кроме палок и не обещано. А христианину обеща­но Царство, и получается, что он этим Царством прене­брегает, выступает против Христа.81 Насчет Церкви у пророка Михея тоже есть предсказа­ние: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена 161   будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы.

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. И бу дет Он судить многие наро ды, и обличит многие племена в отдаленных странах; и переку­ют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.