Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Имеется в виду, что Церковь выше мира, ведь «под ногами ее» — луна. Двенадцать звезд, венчающие Цер­ковь, — это двенадцать апостолов Христовых. У проро­ка Даниила сказано: «Разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 3). Это, собственно, и сбылось. Две­надцать апостолов — это двенадцать звезд Христа, кото­рые вечно светят над твердью Бога.

Они — корона и сла­ва Церкви Божией; они — тот венец, та награда, которую Христос возложил на Свою невесту. 160   «Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12, 2). Церковь всегда страдает и мучается, рождая новых детей, причем она пребывает в муках родовых схва­ток постоянно, потому что находится над временем.

80 Ведь ее цель — из человека тленного сделать человека нетленно­го, из смертного сделать бессмертного. Она переделыва­ет людей, рождает для Бога детей. Апостол Павел говорил: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изо­бразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19). Итак, Церковь мучает­ся, пока человек не станет праведным, святым.

Невеста Христова страдает о каждом из своих детей, потому что каждый согрешающий человек наносит боль всей Церкви Божией, усиливает ее муки. И об этом же говорит и пророк Исаия: «Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали» (Ис. 26, 18). То есть страдание, порождающее детей Божи-их, было предсказано еще древними пророками. С какого момента начинаются роды?

С момента Кре­щения, когда человек рождается от воды и от Святого Духа, и начинается процесс его духовного возрастания. Заметь­те, ведь всякий начинает идти хорошо, а потом его враг сбивает: приходят сомнения, человека начинает заносить в разные стороны, и Церковь от этого, конечно же, муча­ется. Почему? Когда христианин грешит, Ангел Божий на небесах плачет о нем, ведь грех христианина несравним с грехом того, кто не является членом Церкви.

Одно дело, когда грешит дитя Божие, а другое — когда нерадивый раб, от которого ничего другого ждать и не нужно и которому ничего, кроме палок и не обещано. А христианину обеща­но Царство, и получается, что он этим Царством прене­брегает, выступает против Христа.81 Насчет Церкви у пророка Михея тоже есть предсказа­ние: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена 161   будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы.

И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. И бу дет Он судить многие наро ды, и обличит многие племена в отдаленных странах; и переку­ют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

Но каж­дый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смо­ковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это. Ибо все народы ходят, каждый во имя сво его бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков. В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие.

И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратит­ся прежнее владычество, царство — к дщерям Иерусалима. Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Разве нет у тебя царя? Или не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как рождающую?

Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рож­дающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих. А теперь собрались против тебя многие народы и говорят: „ да будет она осквернена, и да нагля­дится око наше на Сион!„ Но они не знают мыслей Господних и не разумеют совета Его, что Он собрал их как снопы на гум­но» (Мих. 4, 1-12).

Здесь пророк Михей предсказывает, что великая гора дома Господа, Церковь Божия, вознесет­ся над всеми другими религиями, над другими народами, и в нее войдет множество людей. Но ее же ожидают посто­янные преследования и бедствия, однако Церковь будет выведена за пределы мира и спасена. А те народы, кото­ 162   рые воюют против Православной Церкви, желая ее унич­тожить, даже не догадываются, что Господь специально собрал их против нее, чтобы явить Свое воздаяние за зло.

Они собраны, как снопы на гумно, чтобы из них выколо­тить пшеницу. Итак, мы видим, как Церковь и Сам Христос страда­ют в христианах. В Библии есть удивительный, парадок­сальный текст, где сказано, что Сын не до конца поко­рен Отцу — Он покорится Ему всецело только в день Страшного Суда: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).

Неужели Христос по Своей Божествен­ной природе непокорен Отцу? Нет, конечно, у Них одна воля. Неужели Христос по человеческой природе непо­корен Отцу? Нет, воля Христа как человека всегда покор­на Божественной воле. Но Сын в ком непокорен? В нас, в христианах. Христос же в христианах — они облекают­ся в Господа при Крещении, становятся плоть от Плоти и кровь от Крови Христа.

А когда человек не покоряет­ся Богу, то получается, что Сын непокорен Отцу. Пол­ная покорность Сына Отцу в христианах проявится толь­ко тогда, когда христиане соберутся в Царстве Творца. Поэтому и Сын Божий ходатайствует о детях Божиих, Он заботится о них. Господь, как и обещал, непрерыв­но пребывает с христианами: «Я с вами во все дни до скон­чания века. Аминь» (Мф. 28, 20).