Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Но каж­дый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смо­ковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это. Ибо все народы ходят, каждый во имя сво его бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков. В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие.

И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратит­ся прежнее владычество, царство — к дщерям Иерусалима. Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Разве нет у тебя царя? Или не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как рождающую?

Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рож­дающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих. А теперь собрались против тебя многие народы и говорят: „ да будет она осквернена, и да нагля­дится око наше на Сион!„ Но они не знают мыслей Господних и не разумеют совета Его, что Он собрал их как снопы на гум­но» (Мих. 4, 1-12).

Здесь пророк Михей предсказывает, что великая гора дома Господа, Церковь Божия, вознесет­ся над всеми другими религиями, над другими народами, и в нее войдет множество людей. Но ее же ожидают посто­янные преследования и бедствия, однако Церковь будет выведена за пределы мира и спасена. А те народы, кото­ 162   рые воюют против Православной Церкви, желая ее унич­тожить, даже не догадываются, что Господь специально собрал их против нее, чтобы явить Свое воздаяние за зло.

Они собраны, как снопы на гумно, чтобы из них выколо­тить пшеницу. Итак, мы видим, как Церковь и Сам Христос страда­ют в христианах. В Библии есть удивительный, парадок­сальный текст, где сказано, что Сын не до конца поко­рен Отцу — Он покорится Ему всецело только в день Страшного Суда: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).

Неужели Христос по Своей Божествен­ной природе непокорен Отцу? Нет, конечно, у Них одна воля. Неужели Христос по человеческой природе непо­корен Отцу? Нет, воля Христа как человека всегда покор­на Божественной воле. Но Сын в ком непокорен? В нас, в христианах. Христос же в христианах — они облекают­ся в Господа при Крещении, становятся плоть от Плоти и кровь от Крови Христа.

А когда человек не покоряет­ся Богу, то получается, что Сын непокорен Отцу. Пол­ная покорность Сына Отцу в христианах проявится толь­ко тогда, когда христиане соберутся в Царстве Творца. Поэтому и Сын Божий ходатайствует о детях Божиих, Он заботится о них. Господь, как и обещал, непрерыв­но пребывает с христианами: «Я с вами во все дни до скон­чания века. Аминь» (Мф. 28, 20).

Церковь Божия ведет свою работу, она переживает за своих детей; мы знаем, как Богородица, Ангелы Божии, святые угодники, будучи близко к Богу, покровительствуют нам, как они тревожат­ся и болеют за нас. То же самое касается и земной Церк­ви Божией. Христиане живут так, как сказано у апостола Павла: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

И вы — тело 163   Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12, 26-27). В Церк­ви Божией нет такого, чтобы человек сделал грех толь­ко против себя или сделал добро только для себя. Если он что-либо делает, это отражается на всех христианах, на всей Церкви. «И другое знамение явилось на небе: вот, большой крас­ный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диаддим» (Откр. 12, 3). Красный дракон — это диа-вол.

Сатана подходил к Богу Отцу непосредственно перед смертью Христа, помните, когда Господь сказал Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пше­ницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 31-32). То есть сатана ходит недалеко. Поэтому и апостол Петр предупреждает: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что про­тивник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого погло­тить» (1 Пет. 5, 8).

А существует ошибочное мнение, что диавол находится где-то далеко. Это опасный самообман. Апостол Иоанн диавола видит красным, огненным, потому что тот переполнен гневом, он злой, кровожад­ный и очень любит кровь. Почему у него семь голов? Пото­му что он управляет людьми через семь смертных грехов. Господь объяснял: «Когда нечистый дух выйдет из челове­ка, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.

И, при­дя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже перво­го» (Мф. 12, 43-45). Эти злые духи: уныние, зависть, горды­ня, сребролюбие, чревоугодие, блуд, гнев. И все эти семь смертных грехов увенчаны коронами, потому что коро­ны — это знак победы, и принадлежат они победителю — диаволу, который побеждает людей этими грехами.

Он 164   одержал много побед, многих победил, поэтому он и кро­вавый, красный, огненный дракон.82 А с другой стороны, святой Андрей Кесарийский говорит, что диавол огнен­ный по своей некогда ангельской природе. В Книге про­рока Иезекииля Люцифер, символически представлен­ный в виде Тирского царя, описывается, как огненный херувим, ходящий между огнистых камней.

Диавол, буду­чи огненным духом, при этом переполнен злобой, ненави­стью и гневом. «С семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (Откр. 12, 3). Рог — это знак силы. Это означает, что сатана воюет против десяти заповедей: учит покло­няться другим богам, кроме Господа; учит делать идолов; учит хулить имя Божие; учит работать в воскресные дни; учит не почитать родителей; учит убивать, прелюбодей­ствовать, воровать, клеветать и завидовать.